Цап на TDA 1540

Для тех, кто не только слушает, но и делает аппаратуру для прослушивания музыки

Re: Цап на TDA 1540

Непрочитанное сообщение abbasz » 30 май 2018, 01:53

Зёбра с вегалаба(честно, не знаю пользователя по логину, но может и знакомый, из Харькова), написал отзыв на мою схемку, которую он успел отмакетировать раньше чем я написал обещанную статью.
Пока статья готовится, а руки любителей экспериментов уже чешутся ее собирать и даже собирают, кратко перечислю основные условия успеха:
1.Резистор нагрузки выше 2,5 ком не берите- при максимальном уровне на полной шкале получите ограничение одной половинки синусоиды. Оно не так важно, так как это ограничение наступает только когда на диске уже не музыка, а Срань Господня,но все таки. Осциллограф желательно включить и посмотреть
Если все таки есть ограничение, чуть подымите положительное напряжение.
2. Играет только однополупериодное питание с шунтовыми стабилизаторами на П605, другие варианты не играют.
3. Играет только однополярное питание преобразователя для 1541 и 1540, хотя может я не допилил двуполярное. Так мягче, пластичнее, музыкальнее, хотя и менее детально.
Меня больше интересуют переходы между звуками, чем та шелуха, которая к ним прилипает.
Для РСМ56,58,63,1702,1704- эмиттер входного транзистора через резистор соединен с минусом питания! Номинал резистора другой.

Схема зебры не совсем как у меня- как раз такая мне нравится меньше, повторитель на выходе надо именно на + и -10 посадить, и резистор 1 ком великоват, вдвое его уменьшить.



4. В преобразователе резистор архиважен- высший пилотаж это аудионот нон магнетик 2 ватта( именно два!)
Еще более дорогие серебрянные танталы нотовские не берите- говно за безумные деньги
Резистор надо отслушать по направлению и включить так как нравится( я включаю так чтобы звук был более текучим). Направленность что у тантала, что у бредли- очень сильно выражена.

Ален брэдли играют более расслабленно но менее сфокусированно и точно, но расслабленность это их "фишка", тантал не так свободен, хотя у него очень красивые послезвучия, и особенно выигрышно звучит рояль.
Можно намотать резистор винтажным константаном, будет тоже хорошо.

При резисторе 2,5 ком на выходе получаем 3в эфф при полной шкале для 1541( на деле будет плюс-минус, у разных экземпляров 1541 наблюдается довольно заметный разброс максимальной амплитуды выходного тока.)

5. За чемпионскими параметрами гнаться не следует- МП11 при увеличении тока начинает играть истерично, а выходной каскад при переходе от 7-8ма к 30, к примеру, теряет всю красоту звучания СЧ регистра, хотя конечно добавляется баса и динамики.
Ток можно увеличить, взяв дроссель с омическим порядка 200-300ом вместо 600( при 700 омах ток составляет около 8ма,при 140 омах ток выходного каскада составит примерно 35ма с П608, что уже составляет пол ватта на корпусе, нужен небольшой радиатор, его проще приклеить термоклеем. Грубо говоря, перепад на дросселе всегда составляет около 5в, далее считайте сами)
6. Стабы П605, для эффективной работы, требуют перепада на балластном резисторе порядка 4-5в.
На них тоже желательно повесить радиаторы.
Тл431 в этом узле позволяла обходиться небольшими емкостями( более эффективное подавление пульсаций), а вот КС510 потребуют 4700 по входу, 1000мкф по выходу минусового плеча и 3300-4700 по выходу плюсового.

У ТЛ431 есть область нестабильной работы выше 10в- уходит в генерацию, тащит за собой транзистор, П605 разогревается, напряжение проваливается, звук исчезает. Поэтому надежнее применить конденсаторы большей емкости и КС510 в металле. На звук этот вариант несколько острее, но больше все таки зависит от качества конденсаторов- советую тут применять 2-3 РАЗНЫХ типа, а не один.
Хорошо работает по входу элна для аудио, по выходу дубилиер серии SLPX, а еще лучше блек гейты

Мои схемы здесь
http://abbasaudio.listbb.ru/viewtopic.p ... 2&start=20

Сразу упреждаю вопросы- почему МП11? Потому что я переслушал тут не один десяток транзисторов, и ГТ404 в том числе( кстати , если поставить в смхему- играть будет, хотя режим неоптимальный)
Не обязательно МП11, можно поставить МП10- тоже хорошо, но вот все остальное не заходит сюда категорически, даже сименс АС176К, которые мне очень нравятся в других схемах.

Выходной каскад- П608 или П609, лучше черные. Они дают "аналоговость".
П605 слишком остро режет край звука, не смог обуздать.
И еще- на выход вполне можно поставить трансформатор 1 к 1, но мне милее конденсатор сименс МП и дроссель на немецком железе.

И еще- ота спиралька между коллектором МП11 и резистором нагрузки, она не зря туда вставлена, это не техническое решение, но все таки очень важное.Она концентрирует звук и делает его округлым. Спиральку нужно навить из винтажного провода с хорошими звуковыми свойствами. Это еще один шаг на пути к аналоговости.

Отзыв Зёбры, его конструкция и моя схема.

Подниму эту темку, все же она роднее.
Сегодня произвел первое включение выхлопа с общей базой на германии.
У меня просто нет слов...
И это при том, что как всегда-" я его лепила из того, что было..."
Звук просто обалденный... Ай, да германий.
Не могу понять, почему до сих пор я их не попробовал?
Аббасу- респект и уважуха!!!
Звук действительно аналоговый, просто нет слов, даже не знаю что и писать. Хоть бери и все слушай по новой а доделка как-нибудь потом.

Это так сказать вступление, теперь по схеме:
-Со стабилизаторами думаю все понятно, проще только стабилитрон.
-Мне почему-то подумалось, что с резистором 2.67 кОм в коллекторе преобразователя, как раз должно получиться на выходе около 2 вольт.
Как всегда не угадал, получил в каждом канале по 3.43 вольта.
В общем, до этого резистора у меня привязаны и все другие номиналы. Будем подбирать дальше......
На кт602 и полевиках я слушал, ещё валяется платка. Но германий,- это совершенно другой звук.
Сергей, обязательно попробуй, стоит копейки а звук на миллион.

Нажмите на изображение для увеличения....



http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=76283&page=24
Вложения
abbasz
ветеран
 
Цитата

Re: Цап на TDA 1540

Непрочитанное сообщение yuri_kov » 30 май 2018, 08:42

Мои ощущения от прослушки "макета" вашего выхлопа у Зебры с РСМ63:
1. Не имеющая границ сцена
2. Ничем не ограничены послезвучия
3. Глубочайший НЧ диапазон, который при этом никак не доминирует и не снижает разборчивость СЧ и ВЧ
4. Полное отсутствие какой-либо пелены в звуке и очень высокая разборчивость всех звуков
5. Голоса исполнителей звучат с огромным количеством нюансов, просто завораживает
6. При всем вышеперечисленном музыка не распадается на отдельные звуки, которые звучат сами по себе, а звучит очень слитно и вовлекающе.
Аббас, нет слов, одни эмоции! :hi:
Нам кажется что мы имеем опыт, а на самом деле это опыт постоянно имеет нас
Аватара пользователя
yuri_kov
ветеран
 
Цитата
Возраст: 45
Откуда: Харьков

Re: Цап на TDA 1540

Непрочитанное сообщение abbasz » 30 май 2018, 13:54

Спасибо!

На самом деле это просто очень эффективный выхлоп по соотношению цена/качество, но тем кто желает иметь лампу в тракте, можно поставить лампу
6080 в два этажа вместо п608, на входе тот же мп11 (схемка прошлогодняя, нарисована под кремний, но одним движением руки превращается в германиевую, точнее в германиево- ламповую)
К передачи выходного каскада 1,2-1,7, зависит от лампы, сьем сигнала с нижнего анода, это принципиально, выходное сопротивление очень низкое, звук огромный, но есть ряд конструктивных сложностей.
Вложения
Последний раз редактировалось abbasz 30 май 2018, 14:16, всего редактировалось 2 раз(а).
abbasz
ветеран
 
Цитата

Re: Цап на TDA 1540

Непрочитанное сообщение abbasz » 30 май 2018, 14:01

Если что, обсуждение идет параллельно здесь, все дублировать не смогу:
http://abbasaudio.listbb.ru/viewtopic.php?f=13&t=1825
abbasz
ветеран
 
Цитата

Re: Цап на TDA 1540

Непрочитанное сообщение yuri_kov » 30 май 2018, 14:05

Аббас, спасибо, я все передам
Нам кажется что мы имеем опыт, а на самом деле это опыт постоянно имеет нас
Аватара пользователя
yuri_kov
ветеран
 
Цитата
Возраст: 45
Откуда: Харьков

Re: Цап на TDA 1540

Непрочитанное сообщение abbasz » 30 май 2018, 15:33

Интересно... В Вашей схеме в эмиттерах выходных транзисторов стоят индуктивности, причем нехилые. Это элемент фильтрации ВТЧ? Интересен конструктив дросселей. По правде сказать я такого не видел.

В чем фишка МП11А по сравнению с другими аналогичными германиевыми транзисторами например с теми же МП37? Вроде бы только маркировка и дата выпуска? Или и звучание ВТЧ?




Волддырь, отвечаю.



МП35 и 37 можно( вспоминаю собранные в молодости приемники Верютина), но насколько я знаю, мп35-38 это отбраковка того что не пошло на индустриальные нужды(мп9-11). А так конечно можно.



В чем фишка я понятия не имею, недостаток специального технического образования заставляет меня исследовать предмет как абориген исследует черный ящик- я не смотрю вахи, зато более внимательно слушаю.

Ум это такая штука- если его включить, он выдаст желаемое за действительное, обусловит результат. Об этом писали великие ученые. Поэтому желательно забыть все и просто слушать с чистым восприятием.

Есть такой человек, Нассим Талеб, он написал книгу про черных лебедей, у него есть замечательные строчки о том как человек обрабатывает приходящую информацию:

" Мы, приматы вида хомо сапиенс, алчны до правил, так как нам необходимо свести к минимуму многомерность фактов, иначе они не лезут нам в голову. Лучше сказать не упихиваются.Чем боле случайна информация ( а в аудио инженерная часть это только один пласт информации, которой часто противоречит масса других, не имеющих прямой связи с инженерной частью наблюдений, это я пишу от себя), тем больше многомерность и тем сложнее ее обобщать.

Чем больше вы обобщаете, тем меньше хаотичность. Таким образом, то же самое обстоятельство, которое понуждает нас к упрощению, заставляет нас думать, что мир менее хаотичен чем он есть на самом деле."



Теперь по простому- обусловленность ума дает нам все время ложные обьяснения слышимого. Мы например, не имеем никакой входящей информации о транзисторе кроме ВАХов, и поэтому подсовываем сложным и непонятным явлениям одно простое обьяснение, которое не верно, но зато лежит на поверхности. Если мы знаем о каком то различии, то мы думаем что именно оно и отвечает за результат. А на самом деле это полная херня, но для понимания этого факта нужно прекратить мыслить по заданному шаблону.





Что касается дросселя- то его ставить необязательно, и никакого особого решения в этом нет, это просто обрубленный трансформатор . В дроссельном выходе с конденсатором влияние сердечника и паразитов обмотки всегда меньше чем в полноценном трансформаторе, поэтому везде где можно поставить катушку вместо резистора, я ставлю дроссель.

А так конечно, можно поставить резистор в эмиттер. Для удешевления проекта.

Породистый резистор будет лучше случайной беспородной катушки.
abbasz
ветеран
 
Цитата

Re: Цап на TDA 1540

Непрочитанное сообщение abbasz » 30 май 2018, 19:10

Немного юмора в тему:

1. Первое исполнение- "германиевое"
2. Второе - "кремниевое", надеюсь так будет более понятно, для тех , кто музыку воспринимает не через призму сухих цифр, а непосредственно.
Кремний-больше блеску,громче и эффектнее, тверже и определеннее, но меньше чуйств, нежности, переходов и полутонов.
https://www.youtube.com/watch?v=sJLN43M-RGE
https://www.youtube.com/watch?v=CMFPUkCcuA0
abbasz
ветеран
 
Цитата

Re: Цап на TDA 1540

Непрочитанное сообщение abbasz » 04 июл 2018, 19:03

Спешу отчитаться.
...референсом у меня был Philips 304... (14 бит, реклок, 5532 Сегнетик)
Основным источником - Увертюра 2.3 TDA1541А (Nazar).
304 немножко "переигрывает" Увертюру по тембрам ...но с тяжёлым Увертюра лучше справляется.
Сейчас запустил данный преобразователь TDA1541А - всё в точности по схеме из первого поста. 2.2 кОм ПТМН (пока).
Явное поражение 304-го. ...даже обидно.
...естественность тембров - в первую очередь!!...
...бас!!! - совсем другой...ужасный, аж страшно (в хорошем смысле)...
В общем - автору - огромнейшее спасибо!!!
Вложения
abbasz
ветеран
 
Цитата

Re: Цап на TDA 1540

Непрочитанное сообщение abbasz » 08 авг 2018, 01:52

Продолжение темы.
Вновь возникла проблема подбора хороших диодов для даков.
Суть проблемы, если кратко, вот в чем. В цифровой технике( даках, плеерах) и в последующем преобразователе, качество диодов недооценивают, а диод это равноправный участник событий, и подчас от него зависит не меньше, чем о чипа конвертера!
По ощущениям, эта цепь питания любого чипа, участвующего в обработке музыки, чувствительна к компонентам так же как и сигнальная. Особенно питание дем ячеек в ТДА1541 ( пин 15) и 1540, -15 и -17в

Одесситы как то предлагали вешать на 15-ый пин стабилитрон, но это полумера. Во- первых, без качественного конденсатора все равно не обойтись. Во- вторых, качество диода так же критично, как и качество стабилизатора. Вся линия питания должна быть чистой и упираться в один единственный диод высочайшего качества, каковых в природе очень мало. И это только один пример, насколько важен узел выпрямления. Питание декодера демодулятора и спдиф приемника( или передатчика) не составляют исключение.
Ведь в ламповой технике это так очевидно- любители годами подбирают оптимальные по звуковым свойствам кенотроны в свой усилитель, и слышно, что это оправдано, а в остальном тракте стоит что попало в выпрямлении. Представьте, что вы заменили свой любимый кенотрон мюллард на пластиковый ширпотребовский диод из китайского блока питания. Представили? Вот это самое непотребство вы слушаете, юзая 99% цифровой техники!

Многочисленные эксперименты говорят о том, что в серийных изделиях музыка тонет не только в паршивых интегральных стабилизаторах и копеечных конденсаторах, но и умирает в мостовых выпрямителях, выполненных на отвратительных по звучанию диодах. Я подозреваю, сегодня очень редки случаи, когда производители подбирают на слух диоды, полагаясь на какие то бумажные характеристики, а зря! Бумажные характеристики мало о чем говорят.

В цифровой технике не нужны какие то особенные диоды- высоковольтные, с большими токами, с малым временем восстановления, нет, они должны просто играть музыку! И это "просто" оценивается только на слух, и тут возможны сюрпризы.

Много лет я решал проблему подбора выпрямительных приборов путем применением различных старинных диодов и поиска хитроумных комбинациях- старые диоды филипс 1n5060, советские ДГЦ, японские хитачи, телефункен разных видов.

Это хороший метод, если учитывать сильные и слабые стороны приборов. Однако не снимает проблему доставаемости редких полупроводников.
Так, ДГЦ при великолепной нюансировке, имеют облегченный бас и недостаток плотности , тела.
У старых диодов филипс часто смазан верх, несмотря на прекрасную плотность и бас и общую музыкальность. Хитачи имеют фантастическое разрешение в верхней середине, но агрессивны. Все перечисленные диоды или недоставаемы, или доставаемы в очень ограниченных количествах. Современные ультрафасты и другие диоды с особыми характеристиками демонстрируют самые разнообразные звуковые дефекты и пороки. Более поздние выпуски тех же 1N5060- все играют самым различным образом, и не имеют магии ранней продукции филипс, увы! Шоттки не для аудио.
Д305 грубы, Д311 сипят. Диоды на основе германия зарубежного производства не лучше.
Кстати, очень неплохи КД213, которые любит Сергей Рубцов. Однако, идеального диода я пока не слышал.

Были попытки применения П605- не понравились резко очерченной границей звука. Вчера мне в голову пришла простая мысль- а почему бы не попробовать серию П608-609, ведь в повторителях они сыграли лучше чем П605? Мягче, деликатнее, более певуче. Сказано -сделано.
Несколько экспериментов на изделии, которое приготовлено к отгрузке, и я обнаружил, что П608 и П609 просто прекрасно ведут себя в качестве диодов! Превосходно!
Они более универсальны, менее критичны к передозировке в рамках изделия, и по совокупности параметров вырываются вперед. Очень рекомендую! Скорость, высокая прозрачность, деликатность, края диапазона, глубокие планы и передний край происходящего- все сбалансированно! Да, филипс глубже и основательнее, ДГЦ мягче, byw telefunken прозрачнее, но каждое качество получено как бы за счет чего то другого! В П-шках серии 608-609 все ровнее и ближе к природе живого звука. Попробуйте, транзисторы стоят копейки! Один недостаток- габариты не впишутся в большинство готовых печатных плат.

Осенью будет выпущена новая версия преобразователя на транзисторах, где диоды будут заменены такими же германиевыми транзисторами как в выходном каскаде. Также подобные квази диоды в количестве 1-2 штуки будут устанавливаться в некоторые ДАКи.

Хотя, по прежнему, считаю, что диоды в рамках устройства не должны повторяться- это ведет к доминированию звукового дефекта, присущего выбранному виду диодов. Однако, П608 и П609 это касается в меньшей степени.

На фото различные диоды, принявшие участие в прослушиваниях, около 20 типов.
Два узловых пункта схемы- преборазователь( П609 висит как марсианин из книги "Война миров" на трехножнике. Второй транзистор применен в питании -15в ТДА1541)


Также прилагаю таблицу всех возможных включений транзистора в качестве диода.
Я выбрал БЭ-К как обладающее максимальным допустимым напряжением.


были так же опробованы ГТ404 и АС128- слишком смазанно и комфортно, однако в других конструкциях могут сыграть "в тему".
Изображение

Изображение
Изображение
Изображение
abbasz
ветеран
 
Цитата

Re: Цап на TDA 1540

Непрочитанное сообщение Pischeslav » 08 авг 2018, 09:11

abbasz писал(а):Кстати, очень неплохи КД213, которые любит Сергей Рубцов.

Есть мнение человека с Вегалаба, что: "Диоды КД213 по мнению моего приятеля для звука не годятся, он считает лучшими КД202Р, а также германиевые." http://forum.vegalab.ru/showthread.php? ... post674447
p.s. может, вы имели в виду КД212?
В здоровом питании - здоровый звук.
Аватара пользователя
Pischeslav
участник
 
Цитата
Откуда: Харьков

Re: Цап на TDA 1540

Непрочитанное сообщение abbasz » 08 авг 2018, 13:13

Вы знаете,не страдаю зависимостью от чужого мнения. Для меня мнения это лишь повод взять паяльник, не более. Иначе яйцеголовые ребята заранее расскажут почему это плохо, то невозможно и не имеет смысла. Ум надо освободить от груза чужих мнений, тогда он будет готов к творческому полету. С грузом мнений только ползать по земле.

Речь идет именно о КД213А, красной таблетке. Желательно конечно уточнять, о каких цепях идет речь, может где то они и не применимы, но в питании цапов и преобразователей, в ОППВ, где потребление порядка 20-30ма, они показали себя очень неплохо. Не хуже многих старых кремниевых немецких и японских диодов. И однозначно лучше современных китайских.

Вообще, бОльшая часть звука обеспечивается материалами, временем и местом, и технологией изготовления.
Так прибор с одной и той же маркировкой будет звучать по разному, в зависимости от года выпуска и от фирмы
Диоды телефункен вишей и филипс 1n5060- это три разных звука, и еще у каждого много подзвуков, в зависимости от года.
П11 из 1961 года и МП11 из 1981 года тоже формально один прибор, а на слух абсолютно разные.
Последний раз редактировалось abbasz 08 авг 2018, 13:22, всего редактировалось 1 раз.
abbasz
ветеран
 
Цитата

Re: Цап на TDA 1540

Непрочитанное сообщение abbasz » 08 авг 2018, 13:20

А на вегалабе есть здравые ребята:

Поставил тут на днях в выпрямитель питания предварительного усилителя диоды шоттки SR2100. Что то кажется как будто звук ухудшился. Стал немного замыленный чтоли. Может такое быть? Может это шоттки такие отстойные? До этого там стояли Д226Б совковые зашунтированные емкостями.



NIK19642007, КД213 ничем не плохо для звука! Сколько делал на них, всегда звук был нормальный. На вкус и цвет друзей нет




Только их слуховой опыт сразу давится "мнениями авторитетов", которые все обьясняют самым нелепым образом.

Это вполне нормальная ситуация, когда непредвзятые слуховые тесты говорят о том что вся эта навороченная техническая часть не обеспечивает автоматически хорошего звука, и самые смешные детали прошлого могут оказаться гораздо музыкальнее.
Не надо слушать никаких авторитетов, лучше внимательно послушать результат своей работы.
abbasz
ветеран
 
Цитата

Re: Цап на TDA 1540

Непрочитанное сообщение abbasz » 08 авг 2018, 21:54

Продолжение истории.
Вспомнил, что у меня есть несколько упаковок П601 1962 года, в усилители они не пошли- цоколевка не совпадает с П605-609, а рисовать специально под несколько упаковок платы глупо.
Впаял я это чудо и послушал два диска Плетнева без перерыва. Бас бездонный, фортепиано просто присутствует в комнате, рокочет, гремит и обволакивает богатством послезвучий. Однако, пришлось тщательно балансировать цепь -15в

Так, с аудионот каизеи П601 не спелся- акцент в области 1500-2кгц, довольно навязчивый. Заменил каизеи на БГ стандарт- акцент пропал, осталась роскошь тембров, необыкновенная открытость голоса и в то же время нотка металла. Но металл этот не холодный, очень теплый оттенок, ну как блеск начищенной меди и блеск серебра- в последнем теплоты нет.


Вот они, на фото, остатки былой роскоши. Думал продать, теперь оставляю на балансировку устройств.
В итоге, на весь дак я применил только один подобный диод- этого достаточно.
Еще скажу- кто не слушал 1541 или ТДА1540 с нормальным питанием, тот и не знает, как эта микросхема может звучать! Только -15в это вишенка на торте, еще нужно озаботиться напряжениями + и -5в

-15 в желательно сажать на ОППВ. При этом одесского стабилитрона очень недостаточно для подавления пульсаций, а конденсатор большой емкости съедает энергетику. При значительных пульсациях и неудачной разводке земель на выходе ТДА1541 есть слышимый гул, и с ним нужно бороться.

Финальная структура питания -15в вырисовывается такая:
1. ОППВ выпрямитель на вч германиевом транзисторе, П601 или П608-609, на вкус экспериментирующего
2. Качественный конденсатор с густым, широким тоном, например ничикон KZ, его емкость должны быть достаточно для значительного подавления пульсаций до стабилизатора. 1000-4700мкф
3. Простейший стабилизатор на германиевом ГТ403 или АС128 (стабилитрон в базе и токозадающий резистор)- он уравновешивает буйный нрав выпрямителя
4. Качественный электролитический конденсатор в непосредственной близости от микросхемы, лучше блек гейт, ФК серии или стандарт.


Изображение
Изображение
Изображение
abbasz
ветеран
 
Цитата

Пред.

Вернуться в Своими руками

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4