Sugden IA-4 - мастер-класс по рефлексииПочти за каждым известным именем в мире Hi-Fi и High End стоит незаурядный человек, однако лишь немногие претендуют на то, чтобы быть навсегда вписанными в золотую книгу истории аудио. Английский инженер Джеймс Сагден запечатлелся в памяти аудиофилов как создатель легендарного усилителя A21 и горячий апологет усиления в классе А.
В шестидесятые годы прошлого века в электронике начался переворот — на смену вакуумным усилительным приборам пришли полупроводниковые, гораздо более компактные и экономичные. Достоинства новых элементов были очевидны, а вот музыкальные качества оставляли желать лучшего. Именно тогда родился негативный штамп «транзисторный звук», ставший предвестником лампового культа: превозношения ламп как единственно правильного усилительного прибора, отказа от полупроводников везде, даже в источниках питания. Однако большинство инженеров, включая Джеймса Сагдена, пытались разобраться в ситуации. Сагден обратил внимание, что при усилении слабых сигналов распространенные двухтактные полупроводниковые усилители порождают специфические коммутационные искажения, связанные со значительной нелинейностью элементов в области передачи эстафеты от одного транзистора к другому. Он предложил использовать в двухтактных усилителях режим «класс А», который до этого применялся в однотактных схемах. Это решало одну проблему, но создавало другую: такие усилители сильно грелись, германиевые транзисторы требовали огромных радиаторов. С появлением кремниевых полупроводников вопрос стал менее актуальным, но и до сих пор усилителей, работающих в чистом классе А, из-за большого тепловыделения и малой выходной мощности выпускается крайне мало.
КонструкцияУсилитель Sugden IA-4 — прямой наследник схемотехники классических интегрированных усилителей фирмы, ведущих родословную от знаменитого A21 и его предков. В нем используется двухтактная некомплементарная схема с однополярным питанием и парой транзисторов Sanken SC2922 на выходе каждого из каналов. Усилитель мощности выполнен на симметрично расположенных платах, размещенных прямо на радиаторах; между ними установлены тороидальный трансформатор английской фирмы Noratel мощностью 300 В•А и две пары электролитических банок 10 000 мкФ х 63 В: одна из них задействована в фильтре питания (раздельного для каждого канала), другая служит в качестве разделительных конденсаторов. Согласно расхожему мнению, включение конденсатора последовательно с нагрузкой и однополярное питание не могут обеспечить малое выходное сопротивление и стабильность работы на низких частотах, однако фирма Sugden уже много лет придерживается этой концепции. Непосредственно к входным разъемам прикреплена плата коммутации (на реле Relpol польского производства) и предусиления (включая MM-фонокорректор на операционном усилителе OP275), а в центре аппарата расположена плата усиления по напряжению, которая выполнена на дискретных элементах. Токоведущие дорожки всех плат позолочены.
ПрослушиваниеМне и раньше встречались аппараты, которые делали акцент не на строгом прочтении звукового подстрочника, а на продуцировании эмоциональных образов. К великой досаде, многие из них давали сбой, когда перед ними вставала задача передать тонкие смысловые отношения, заложенные в музыкальную партитуру. Обратившись к Actus Tragicus Баха, я ожидал услышать может быть и красивую, но вольную интерпретацию авторского замысла, однако с удивлением обнаружил, что предложенная Sugden версия имеет полное право на существование. Преувеличенный, слегка распущенный басовый регистр в сочетании с ясной и даже звонкой верхней серединой оживил струнные инструменты, наполняя пространство ощутимыми вибрациями, приятная тягучесть вокала обнажила связь с ранними средневековыми распевами. Голоса солистов Cantus Cölln были чарующе прекрасны, свободны, возвышенны; богатство тембров и благородство интермодуляций создавали ощущение живой музыки, излучающей девственную чистоту и здоровье. Как это было непохоже на то академическое прочтение, которым я восхищался совсем недавно. Потихоньку я начинал разгадывать секрет звучания Sugden. Возможно, многие аппараты так увлекаются задачей создания точного звукового подобия, что совершенно лишают музыку жизни. Но слух все равно отказывается полностью поверить, и в результате слушатель остается ни с чем. Англичане из Sugden решили не играть в эту игру — отпустив удила, они придали исполнению свободу, необязательность и непонятность, обратившись к нашей способности самостоятельно домысливать звуковые и музыкальные образы. Насколько плоды нашей фантазии будут адекватны авторскому замыслу, зависит в таком случае уже больше не от самой аппаратуры, а от личного душевного мира и опыта музыкального восприятия.
В этом отношении очень показательна нетривиальная интерпретация комплектом Sugden Седьмой сонаты Бетховена. Та самая неопределенность баса во времени и силе привела к тому, что запись обрела необозримую многомерность, в едином музыкальнозвуковом пространстве вдруг возникло несколько самостоятельных субстанций — композитор, исполнитель и инструмент были независимыми и полноправными участниками творческого акта.
Если говорить об обратной стороне звукового подхода Sugden, необходимо отметить, что упомянутый старомодный колорит становится слегка преувеличенным, когда речь заходит о воспроизведении старых записей, например фортепианных концертов Моцарта в исполнении Клиффорда Керзона. Нет, музыкальная основа не страдает, но в данном случае я предпочел бы аппараты с более нейтральным почерком. Усилителю нелегко даются современные композиции с большим количеством баса, да и слушать их на Sugden не слишком интересно.
ВыводСделанный по старым лекалам комплект Sugden предлагает яркую, выразительную и интригующую интерпретацию, уходящую от передачи звукового соответствия в мир чувств и образов и в то же время (при условии правильного подбора АС) достаточно честную и точную, чтобы сохранить оригинальную смысловую архитектуру музыкального материала. Рекомендуется любителям классической и вообще акустической музыки.