Тест. Однотактный ламповый усилитель Mastersound Evolution 845
ULTRA HIGH FIDELITY Magazine, октябрь 2012Мы думали, что прежде видели этот итальянский ламповый усилитель, оказалось, это действительно так. Подразумевается не какой-то другой или похожий экземпляр, а именно этот демо образец Mastersound Evolution 845. По крайней мере, трижды этот ламповый усилитель путешествовал в Лас-Вегас, но мы видели его не менее шести раз. Иногда он работал, иногда нет. Неудивительно, если бы прибор выглядел утомленным, но он оставался свеж и бодр.
Кстати, его выходные лампы — 845 триод. Достоинства 845-го общепризнаны. RCA разработала его в 1931 в качестве драйвера для использования в своих AM-радио трансмиттерах. Как и другие лампы, созданные для трансмиттеров, он может оперировать с намного более высокими напряжениями по сравнению с обычными KT88 и разновидностями 6L6, которые часто встречаются в современных усилителях. Однако байонетная оправа выдает его возраст. Лампа ориентирована в сторону разъема миниатюрным утолщением, которое вплотную подходит к гнезду. Если оно повредится, есть риск вставить лампу неправильно.
Так случилось с одной из ламп нашего усилителя, молчаливым свидетелем этому было черное пятно на плате. Мы заменили лампу, что, по-видимому, нисколько не повредило устройству. На тыльной панели предусмотрены сделанные заподлицо регуляторы смещения тока ламп.
Как замечает Mastersound, проводить решулировки должен квалифицированный специалист. Странно, что Mastersound называет установку тока смещения «полуавтоматической». Так или иначе, мы игнорировали эти регулировки.
Естественно предположить, что 845-е функционируют здесь в обычной пушпульной схеме, однако это не так. Перед нами однотактный ламповый усилитель с двумя (по одной на канал) запараллеленными выходными лампами. Почему так сделано? Для однотактных усилителей характерны довольно высокие гармонические искажения, вместе с тем они исключительно линейны на малых уровнях. Наиболее предпочтителен класс А. Для снижения уровня искажений применяется отрицательная обратная связь, но Mastersound воздержалась и от этого…
Все это требует поясненийОбычно в усилителях мощности, как в ламповых, так и в транзисторных, применяется пара комплиментарных выходных элементов, по одному для отработки положительного и отрицательного полупериодов сигнала. Тем самым существенно снижаются гармонические искажения (фактически, четные, а не вредные и немузыкальные нечетные гармоники). С одной стороны, волна оказывается несимметричной при отсутсвии стройгой идентичности параметров выходных ламп или транзисторов. С другой стороны, может наблюдаться разрыв в нулевой точке — в месте перехода от одной лампы к другой. Что касается однотактных усилителей, то в них всю работу выполняет одна или группа ламп, поэтому нет места нестыковке и асимметрии.
В стилевом отношении Evolution 845 — истинно итальянский продукт, не оставляющий места критикеКрупный, тяжелый усилитель внушает уважение. Он не поместится на большинство малогабаритных аппаратурных стоек. Вместе с тем, самый стильный дизайн является одновременно самым проблематичным: речь о многолепестковой металлической структуре, закрывающей выходные лампы и помогающей рассеивать выделеямое ими тепло. Если легонько стукнуть по железке, она зазвенит. Поэтому если б я был владельцем усилителя, и если бы у меня не было кошки, то, вероятно, я избавился бы от этой детали. Хорошо, что Mastersound предусмотрел то, что рассеиватель можно снять или оставить – по желанию.
На простой и лаконичной фронтальной панели видим регулятор громкости и селектор входов. Предусмотрено четыре входа, один из которых обозначен как «Tape» (чудно встречать это слово сегодня), но это не часть привычной петли для записи. Еще один вход обозначен как «Direct» и подразумевает направление сигнала в обход регулятора громкости. Он может пригодиться для организации стереоканалов в домашнем кинотеатре. Двухкнопочный пульт ДУ, выполненый из того же дерева, что и боковины усилителя, позволяет регулировать громкость.
Готовим прибор к прослушиваниюПоскольку наш экземпляр Mastersound 845 побывал на многих шоу, можно предположить, что он был основательно «прогрет». Однако из-за замены одной лампы мы на всякий случай погоняли его еще около 100 часов перед тестовым прослушиванием. Наша аппаратурная стойка шире многих других, тем не менее, мы предпочли разместить устройство на полу, на собственных встроенных ножках. Помнится, занимаясь другим большим ламповым усилителем (это был Audiomat Opera), мы обратили внимание на недостаточную плотность нижнего регистра. Исправить это удалось, просто переместив усилитель на пол. Кстати, наш эталонный усилитель Moon W-8 стоит на твердом полу, на конусах.
Мы решили испытать Mastersound в полностью аналоговом тракте и поэтому подключили к нему кабель Atlas Mavros, идущий от фонокорректора. В усилителе есть выходные разъемы для подключения как 4-, так и 8-омной нагрузки, но по опыту мы знаем, что 8-омное подключение предпочтительнее по звучанию, потому что в обмотке выходного трансформатора для 8 Ом меньше витков провода. Если звучание усилителя покажется недостаточно мускулистым, всегда можно перебросить акустические кабели на 4-омные клеммы. Но делать этого не понадобилось.
Мы сразу поняли, что звучание очень хорошее…Мы начали с фантастической записи «Жар-птицы» Стравинского с Китом Джонсоном и сразу поняли, что звучание очень хорошее. Оно было просторным и полным жизни. Виолончели и контрабасы в начале сюиты подавались плотно и естественно, колорит был теплым, но в меру. Более сложные фрагменты (каковых немало в этом произведении) сохраняли прозрачность, в которой совершенно не было фальшивой ясности, идущей от технических несовершенств электроники. Каждый из троих экспертов, участвовавших в тестировании, высоко оценил тембровый почерк итальянца при передаче разных инструментальных групп.
«Звучание плотное и телесное, — заметил Альберт. — При этом оно сочетается с поразительно пластичными струнными. Очень высока детальность, много воздуха. Деревянные духовые преподносятся деликатно и очень точно. Я думал, что валторны наиболее убедительны в исполнении нашего референсоного усилителя, но, выходит, это не так».Если вы слушали эту запись «Жар-птицы» (HDCD-версия — Reference Recording RR-70CD), то знаете, что звук большого барабана в кульминации такой экспансивный, что может сокрушить стены комнаты. Mastersound нисколько не пасует перед этим!
От большого симфонического оркестра Миннесоты мы перешли к сольному роялю. Но какому роялю! Второе скерцо Шопена в исполнении Эдварда Ауэра великолепно записано на пластинке Japan Victor (RDCE-7). В игре Ауэра сочетаются мощный напор и изысканное преподнесение деликатных фрагментов, что необходимо для интерпретации музыки Шопена. Mastersound подает эти противоположные звуковые качества в очень хорошем балансе. Как и в случае со Стравинским, здесь не было дефицита ни энергии, ни деликатно-тонкой нюансировки.
Ауэр исполнил программу на роскошном немецком Steinway’е. Звучание было чуть менее детальным, чем с нашим транзисторным Moon, однако результат нас вполне удовлетворил.
«Когда в системе работает Moon, мне кажется, что Ауэр обучает меня нотной грамоте, — сказал Тоби. — А с Mastersound течение музыки увлекает без остатка, и я получаю полное представление о мире Шопена».Фортепианная музыка уступила место блюзу в исполнении Дуга Мак-Леода (композиция Master’s Plan из альбома Come to Find, Audioquest AQ1027). Итальянский усилитель и тут был безупречен во всех отношениях. Голос и гитара Мак-Леода источали тепло, но без температурных преувеличений, иногда отмечаемых у ламповой техники. Усилитель убедительно формировал пространство, ясно проводил лирическую линию, и каждое слово исполнителя словно повисало, реяло в воздухе.
«Референсный Moon уделяет внимание каждой ноте, — поделился впечатлениями Тоби. — Тогда как Mastersound — исполнению в целом». Нельзя сказать, что Mastersound каким-то образом скрадывает детали. Даже когда Мак-Леод едва касается гитарных струн, деревянные резонансы инструмента прослушивались совершенно ясно. Было слышно даже диссонирование двух нижних струн. Мы обратили внимание на слегка избыточную твердость некоторых слогов, но общее впечатление было исключительно позитивным.
Следующей в очереди воспроизводилась довольно редкая пластинка — оригинальная версия альбома Cowboy Junkies «Trinity Sessions». Это настоящия двухмикрофонная запись, сделанная по системе Блюмляйн в огромном пространстве церкви Святой Троицы Торонто. В системе с широкополосными колонками вроде наших прослушиваются не только вентиляционные шумы, но и погромыхивание поезда проложенной неподалеку подземки. Звучали композиции Mining for Gold в исполнении Margo Timmin, которая пела без сопровождения, а также Misguided Angel.
Как и в прошлый раз, Mastersound не обнаружил никаких трудностей в преподнесении тонких оттенков, важных для формирования иллюзии большого акустического объема. Голос и инструментальные партии не терялись в нем, несмотря даже на то, что музыканты располагались довольно далеко от микрофонов. Голос в Mining for Gold звучал фантастически натурально, хотя в Misguided Angel были заметны излишняя твердость некоторых слогов и легкое выделение сибилянтов.
«Он задел меня за живое, — сказал Тоби. — Признаюсь, я питаю слабость к такой музыке, потому что сам ее играл. Мне нравится аккордеон, да и гитара звучит здесь лучше». Альберт тоже отметил отсутствие резкости в звучании инструментов во втором треке.
Mastersound Evolution 845 продемонстрировал, что нет ничего плохого в партнерстве маломощного однотактного усилителя с большими колонками!Mastersound воспроизводил также женский вокал на старой платинке «I’ve Got the Music in Me» (Sheffield LAB-2). Между прочим, по информации вездесущей Википедии, вокалистка Тельма Хьюстон не состоит в родстве с Уитни Хьюстон. Тем не менее, от ее пения у тебя просто перехватывает дыхание. И, надо сказать, Evolution 845 воспроизводит запись нисколько не менее убедительно, чем наш референсный усилитель. Мы решили слушать эту пластинку довольно громко, чтобы испытать возможности устройства, а также потому, что качество этого знаменитого альбома не проявится в полной мере, если ты слушаешь ее на средней громкости. Нам очень понравилось то, что мы услышали. Голос Хьюстон звучал чисто и ясно, совершенно без напряжения и без малейшего намека на грубость. Она пела совершенно свободно, и у нас складывалось впечатление, что голос звучит далеко не в полную силу. Не было претензий и к женскому бэк-вокалу. Натурально передавались партии медных инструментов.
В музыке присутствовали нужный темп, драйв, искренность и артикуляция. Не возникало мыслей о каких-либо изъянах звучания.
Усилитель ввиду выдающихся звуковых достоинств с лихвой отыгрывает свою немалую ценуТем более что, Evolution — это соединенные вместе предусилитель и усилитель мощности. Наш предусилитель совсем немного дешевле интегрированного Mastersound!
Не исключаем, что что-то вас может в нем не устроить. Например, то, что большие лампы производят много тепла – это может досаждать, в первую очередь, летом. Кому-то понадобится больше входов. Или выход для записи. Или в комнате недостанет места для такого большого прибора. Препятствием к приобретению могут быть разные причины, но — мы уверены — только не звучание. У этой модели оказалось достаточно мускулатуры, чтобы совладать с нашими довольно чувствительными колонками. Evolution 845 проявил себя в этой ситуации очень хорошо, из чего можно заключить, что он превосходно сыграет во многих системах.
МненияТоби Эрп: «Я подружился с этим устройством! Весит усилитель как слон, но танцует, как балерина. Даже на максимальной громкости он передавал радостное возбуждение динамичных фрагментов «Жар-птицы» и жутковатость гобойного соло. Наш референсный усилитель впечатляюще тихий, но тишина Mastersound более впечатляюща. Биение всего двух звуков убедило меня, что гитара Мак-Леода звучит более по-гитарному, потому что чёртова гитара вообще несовершенна.
Mining for Gold захватила меня без остатка, и Марго Тимминс в этой потрясающей записи тяготеет больше к изнуренно-наркоманскому, чем страстно-ковбойскому стилю. Подозреваю, итальянцы засунули в свой прибор некий секретный усилитель настроения.
Или же он получает подпитку у самой Чечилии Бартоли. Послушате – вам понравится!»
Альберт Симон:«В данном случае есть все основания говорить о по-настоящему референсном качестве. Этот усилитель подает музыку необыкновенно цельно. По сравнению с ним другие модели склонны предлагать ее в виде звукового кита: отдельно высокие, средние и низкие. Усилитель трактует музыку цельно, дает почувствовать неповторимость музыкального события или явления, делает музыкальные впечатления незабываемыми. Это нелегкая задача для аудиокомпонента. Звучание покоряет не детальностью или прозрачностью, а в первую очередь редкой естественностью.
Если звучание вам понравилось, значит, хороша музыка, и она классно записана, а если не понравилось, значит, музыка и запись не те. Так или иначе, музыка всегда правит бал. Приятно осознавать (даже перед прослушиванием), что с этим усилителем вы всегда желанный гость в зале, в котором лучшее место — ваше».
Джерард Рейскинд:«Я уже говорил, что мне пришлось слушать этот усилитель (я имею в виду — именно этот экземпляр) на трех шоу в Лас-Вегасе, а может быть, даже на четырех. Однако, как часто бывает, всякий раз не складывалось: в комнате не было нужно атмосферы, поэтому впечатления были поверхностными. Mastersound? - спрашивал я себя. И отвечал: выглядит, конечно, эффектно, но… Когда же я послушал Evolution 845 в адекватных условиях и в системе соответствующего уровня, я был покорен его звучанием. Но даже и тогда я не до конца осознавал, насколько он хорош.
Это не тот усилитель, который производит впечатление и привлекателен в первую очередь реализованными в нем технологиями. Ты можешь любоваться усилителем в магазине и сразу же забыть о нем, принеся домой и послушав музыку. Это и есть так называемый «впечатляющий» усилитель. Я с осторожностью отношусь к понятию «впечатляющий», потому что впечатление на человека обязано производить не железо, а музыка. А как раз с музыкой у Evolution 845 все в полном порядке. Этот компонент не дешевый, но ему место в лучших аудиосистемах»
Суммируя…Модель: однотактный ламповый интегрированный усилительMastersound Evolution 845
Габариты (ШГВ): 550 x 450 x 270 мм
Входы: три + один (direct)
Выходная мощность: 55 Вт/канал
Плюсы: выдающееся звучание
Минусы: нет выхода для записи и выхода предусилителя.
Вердикт: забудь о показателях мощности, этот усилитель может все