Сколько мы знаем примеров когда "стопудовая моща " не берет , и бывает заурядное произведение вдруг обретает глубину и сверкает такими красками, что мурашки бегают.
Это всё банальные ,прописные истины...И я не думаю ,что есть какой-то особенный "советский образ мышления " ,особенно среди музыкантов . Сколько орденоносцев,лауреатов,членов различных президиумов подходили к инструменту и - начиналось другое измерение ,измерение музыки.
Любая деятельность человека в области искусств-танец,живопись,написание или исполнение музыки-все это невозможно даже при сверходаренности,если человек с младенчества не развивается и не впитывает в себя окружающий мир,как губка.А все впечатления,среда,окружающие люди,идеология государства-все это очень сильно влияет в конечном итоге на способ художественного мышления и на мировосприятие,и даже на эмоциональный мир.
Как пример-прошитые советской пропагандой мозги,которые заставляли людей рыдать от горя,оплакивая смерть вождя.
Поэтому все что человек поглотил в виде впечатлений в течении жизни,все что любил и переживал-все это отражается на его игре.
Невозможно родиться в совке а играть как до революции.Или жить на западе а играть как советские виртуозы.
Кто любит слушать разные исполнения,тот я думаю согласится-всегда подсознательно чувствуется свобода мышления западных музыкантов и замуштрованность наших,всегда хорошо узнаваема игра запечатленная средствами звукозаписи до второй мировой и после,и не только благодаря специфическим искажениям.Разница между музыкантами 60-х и 2000-ых также вполне отчетлива,между первыми аутентистами и последними,к примеру.
Эпоха безжалостно пережевывает таланты и выплевывает их с отметинами зубов своего времени,такими же несмываемыми как родимые пятна.А музыку они играют одну и ту же!
Так Шопен 20-х годов в исполнении Корто,Кочальского.Падеревского,молодого Горовца,Фридмана,Моисеевича,Гофмана,Рахманинова, и других-это Шопен многоликий,разнообразный,иногда мужественный,иногда женственный,но всегда ароматный и тончайший в своих душевных движениях
Шопен 2000-х деловитый,мастеровой,расчетливый,техничный,точный,виртуозный и холодноватый,иногда вычурный как у Плетнева или кривляющийся как у Ланг ланга,или как там зовут это китайское чудо.
Но ведь все они слушают одну и ту же музыку,а???
Почему же результат такой разный и самое интересное-он имеет четкие временные границы,вехи?Потому что люди меняются,люди становятся другими,вместе со всем что их окружает,воспитывает,лепит,формирует,все вплоть до мобильников и компьютеров.
Очень немногие музыканты с независимым характером смогли остаться самобытными в союзе,без этих родимых пятен эпохи,как например Софроницки или Фейнберг.Остальные же несут на себе печать своего времени как клеймо.И все это прекрасно слышно,если слушать внимательно.В редких случаях среда,сформировавшая музыканта,дает ему и возможность наилучшим образом интерпретировать музыку,рожденную в тех же условиях,поэтому никто лучше "наших" не сыграет Прокофьева или Шостаковича,но вот Моцарта не дано.....Исключения можно пересчитать по пальцам.