Кстати, то, что мы видим, глядя на орган - не играет.
Это декорация, как грили на колонках.
Все играющее - спрятано.
Органист - кажется единственный музыкант, которого лишили стула, а дали скамейку.
Это единственная для него точка опоры: ногами он тоже по клаве шарашит. Ее "педаль" называют.
Весь бас обычно там живет.
Представляете, как ему весь концерт жопой вилять?
Поэтому, когда идет только басовая линия, он руками за лавку держится.
А еще ему нужно регистры переключать. А как иначе?
Труб тыщи три натыкано, а лабать только на 2-3 клавах по полста клавиш + одна педаль...
Так вот чтоб регистрами баловаться и нотки листать, пока руки - ноги заняты, специально обученный человек имеется.
Лучший орган, который я слышал - орган Домского собора.
[url]http://ru.wikipedia.org/wiki/Домский_собор_(Рига[/url])
Лучший органист слышанный живьем - Петерис Сиполниекс.
К сожалению, я не встречал ни одной удачной записи, сделанной в Домском соборе. :(
По поводу исполнения, тут каждому органисту представлена полная свобода: в нотах у Баха про регистры и темп ни слова. Каждый понимает это в меру своей испорченности.
И что собственно имел в виду Иоган Себастьянович, мы не узнаем никогда, это и его самого не сильно заботило: он понимал, что сколько органов и органистов - столько интерпретаций.
Поэтому мы никогда не услышим на органе "аутентичное" исполнение.
Лично мне не очень нравится исполнение с подчеркнутой архитектоникой.
Термин какой то не очень. Не знаю как точнее, ну может в стиле анекдота:
"Хоронили тещу,- порвали два баяна"
Ну не нужно органу доказывать, что он большой и низов хватает и "пошуметь" умеет.
Такое исполнение полюбляли москвичи, тот же Гари Гродберг, любий наш прохвесор...
Эстонцы и немцы, как то мне особенно пришлись.
Когда есть культур-мультур, оно и в сексе видать...
Как я уже говорил, хороших органных залов на всех не хватает.
Один из них, кстати, в Ливадии, в помещении старинной электростанции.
А когда неочень, приходится быстро ориентироваться.
В нашем костеле на Красноармейской, в принципе, полная жопа, а шо делать?
Сидеть в первых четырех рядах у прохода - три места с каждой стороны.
Как вариант - правый и левый нефы - очень мило, но органа не видно и немного моно.
В Домском - сидите, где хотите, а лучше еще в антракте пересядьте. Все по-разному и все здорово.
Да, для любителей винила - смело скупайте восточных немцев. Оставляя одну из трех купленных пластинок Вы соберете коллекцию с превосходным исполнением и очень приличной (иногда великолепной) записью.
А шум винила для органа - по барабану...