Сторінка 1 з 5

Конструкция АС с тыловым пассивным диффузором

Додано: 11 січня 2017, 09:33
Victor-Blues
Есть желание поглубже разобраться с конструкцией АС с тыловым пассивным диффузором.
В принципе, такие конструкции уже давно производятся серийно, например, полочные АС Sonus Faber Amator и напольные Klipsch Forte.
В связи с этим, имею ряд вопросов, надеюсь, специалисты ответят на них и прояснят ситуацию.
1. Диаметр тылового пассивного диффузора, как правило, больше диаметра диффузора вуфера, например, в тех же Klipsch Forte 15'' и 12'', соответственно. Почему?
2. Какие требования предъявляются к пассивному диффузору помимо диаметра? То есть, как связаны его параметры с параметрами основного вуфера?
3. Следует ли рассматривать такую конструкцию в плане чисто НЧ решения или при высокой частоте раздела она таки работает и как СЧ биполь?
4. Если рассматривать это решение чисто в плане НЧ секции, то к какому из известных АО оно концептуально ближе и существуют ли методики корректного расчёта таких конструкций?
5. Какие субъективные и функциональные бонусы следует ожидать от такого решения, по сравнению с традиционными АО?
Ну, для начала, думаю, достаточно...
Что скажете?

Re: Конструкция АС с тыловым пассивным диффузором

Додано: 11 січня 2017, 09:43
Saburov S.A.M.
є два основні підходи:
- важкий утюг ПР, малий об`єм.
- легкий ПР, більший літраж.

Другий, ІМХО по звуку цікавіше. але найти такі ПР не легко, для ДИЙ. Іштвана якось вмовив на парочку 300мм легких ПР для крупного полочника на 175свр, лежить кіт у друга, чекає часу )) Але загалом Іштван відмовляється виготовляти їх серійно.

Більша площа - тому що необхідно віддачею ПР на НЧ догнати віддачу драйвера на СЧ.

Найближче по принципу дії до нього бас рефлекс, але ПР має переваги, як на мене.
Немає проблем із швидкістю потоку повітря у трубі, різіній роботі на різних рівнях, більша площа випромінювання ніж у аналогічного ФІ. Літраж також менший.

І якщо морда АС дозволяє - краще ПР наперед виносити, імхо.

http://www.aespeakers.com/PRFAQ.php
http://www.mh-audio.nl/PassiveRadiator.asp

Re: Конструкция АС с тыловым пассивным диффузором

Додано: 11 січня 2017, 09:48
Saburov S.A.M.
Ще Ортодокс-Іголкін має багато шо розповісти, по своєму гібриду ПР-рупора - "твердий рупор" так званий.

Re: Конструкция АС с тыловым пассивным диффузором

Додано: 11 січня 2017, 10:03
Yurion
Несколько лет назад у нас в продажах были популярны Celestion Ditton 15
http://www.audio4maniacs.co.uk/blog-art ... ton15.html
У них пассивный диффузор имеет такой же диаметр, как и основной, расположен спереди, но находится в пластиковом демпфирующем боксе (см статью)
В советской радиолюбительской литературе писали, что в качестве ПД используется динамик аналогичный основному, только без магнита и звуковой катушки.

Re: Конструкция АС с тыловым пассивным диффузором

Додано: 11 січня 2017, 10:05
Saburov S.A.M.
далеко не завжди використовується аналогічний основному. Варіантів багато.
Селешн ті хвалили свого часу.

Зараз більшість пише: As a general rule the passive radiator(s) should be able to move double the volume of air as the active woofer(s)/subwoofer(s) in the system

Re: Конструкция АС с тыловым пассивным диффузором

Додано: 11 січня 2017, 10:38
Victor-Blues
Ну с фронтальным размещением вуфера и пассивного диффузора и JBL когда-то очень давно выпускали модель JBL C70 Alpha...

Re: Конструкция АС с тыловым пассивным диффузором

Додано: 11 січня 2017, 12:47
Victor-Blues
Несмотря на то, что пассивный радиатор является вариантом реализации фазоинверторного АО, логично предположить, что звучание такого варианта субъективно будет отличаться от традиционного ФИ. Собственно, это и есть один из моих главных вопросов.
Опять же, существуют какие-либо функциональные выгоды, типа: меньше объём корпуса, ниже резонансная частота системы, точность настройки или, скажем, более согласованная работа вуфера и пассивного радиатора при прочих равных?

Re: Конструкция АС с тыловым пассивным диффузором

Додано: 11 січня 2017, 12:51
Saburov S.A.M.
менше літраж, краще узгодження із середовищем ніж у порта.
Крутіший зріз нижче частоти налаштування.
Немає проблем із призвуками і резонансами із самої труби, простіше задача по заповненю ящика.

Але при важкому ПР - імовірно може страждати імпульс, артикуляція і т.п. Я би краще не гнався за меншим літражем, і думав про ПР відносно "легкий".

Re: Конструкция АС с тыловым пассивным диффузором

Додано: 11 січня 2017, 12:55
Saburov S.A.M.
FAQ з першого мого лінку багато шо проясняє, для старта.

Re: Конструкция АС с тыловым пассивным диффузором

Додано: 11 січня 2017, 13:19
Victor-Blues
А что по характеру звучания?

Re: Конструкция АС с тыловым пассивным диффузором

Додано: 11 січня 2017, 13:20
Saburov S.A.M.
Треба питати власників Кліпш Форте...

Re: Конструкция АС с тыловым пассивным диффузором

Додано: 11 січня 2017, 15:02
Saburov S.A.M.
плюс ще тому, що в заданому літражі там де знадобиться труба ФІ в 50-70см, ПР її леко замінить, бо маса еквівалентна масі повітря у трібі набирається як раз плюнуть на ПР.

Re: Конструкция АС с тыловым пассивным диффузором

Додано: 11 січня 2017, 19:20
Макс Штирлиц
Saburov S.A.M. писав:Треба питати власників Кліпш Форте...
Клипш Форте музыкальны и интересны
особенно в небольших комнатах :hi:

Re: Конструкция АС с тыловым пассивным диффузором

Додано: 11 січня 2017, 20:32
matador
Vandersteen Model 2 теж таким пасивним динаміком обладнані.

Re: Конструкция АС с тыловым пассивным диффузором

Додано: 11 січня 2017, 20:43
Alex MF
JBL L75 - интересный вариант - широкополосник с пассивным излучателем

Re: Конструкция АС с тыловым пассивным диффузором

Додано: 11 січня 2017, 21:15
artshop
Saburov S.A.M. писав: 1. є два основні підходи:
- важкий утюг ПР, малий об`єм.
- легкий ПР, більший літраж.
2. Більша площа - тому що необхідно віддачею на НЧ догнати віддачу СЧ.
Ув. Выделил малопонятные утверждения...
1 - сомнения, но вдруг можете дать инфу на рассчеты НЧ оформления, подтверждающие данные два подхода?
2 - Вы хоть понимаете бредовость данного посыла? У Вас НЧ звено не стыкуется по чувствительности с СЧ, и Вы это предлагаете компенсировать ПИ? Полнейшее непонимание азов конструирования АС...

Re: Конструкция АС с тыловым пассивным диффузором

Додано: 11 січня 2017, 21:33
Saburov S.A.M.
Виникло дивне відчуття, що я Вам щось винен....

Незважаючи на підвальний (хіфделіті) стиль запитання, по п.2 спишу його на те, що я недостатньо ясно і точно висловився:
мав на увазі пряме випромінювання мідбаса/нч, воно на правому краю його діапазона (нижнє СЧ) має максимальну віддачу. Одна із задач при розробці ФІ, ПР, ТЛ, бекхорна - отримати віддачу вихлопу не лише потрібної глибини, але й рівнем не менше від прямого випромінювання драйвера на верхній межі його роботи.
У разі с ПР недостатній зв. тиск від мембрани буде означати, завал справа наліво АЧХ, нижнє СЧ від драйвера буде голосніше.

ПиСи: Якщо зараз повториться "підвальний" стиль спілкування - то спілкування буде далі "сам з собою".

Re: Конструкция АС с тыловым пассивным диффузором

Додано: 11 січня 2017, 21:39
artshop
...это ответ...
Согласно интелекта, образования, или уровня культуры?
Мне - отвечать не надо. :)

Re: Конструкция АС с тыловым пассивным диффузором

Додано: 11 січня 2017, 21:41
Saburov S.A.M.
:hi:

Re: Конструкция АС с тыловым пассивным диффузором

Додано: 12 січня 2017, 00:59
orthodox
artshop писав:
Ув. Выделил малопонятные утверждения...
1 - сомнения, но вдруг можете дать инфу на рассчеты НЧ оформления, подтверждающие данные два подхода?
2 - Вы хоть понимаете бредовость данного посыла? У Вас НЧ звено не стыкуется по чувствительности с СЧ, и Вы это предлагаете компенсировать ПИ? Полнейшее непонимание азов конструирования АС...
Долго думал, что здесь может быть непонятно. Не смог.
Оба пункта кажутся совершенно очевидными, ни с какого бока непонятность не просматривается.
Пожалуйста, если не затруднит, поясните мне.

Re: Конструкция АС с тыловым пассивным диффузором

Додано: 12 січня 2017, 01:21
orthodox
Saburov S.A.M. писав:Ще Ортодокс-Іголкін має багато шо розповісти, по своєму гібриду ПР-рупора - "твердий рупор" так званий.
Ну, у ТР несколько иные свойства, чем как Вы описали ПР.
То есть, малый объём и сверхлёгкий излучатель вполне сочетаются.
Звук на слух большинства суховат, именно по отсутствию резонансов, столь привычных,
что и при записи большинства фонограмм в студии режиссёры на них рассчитывали,
и имели их в контрольной акустике (там же тоже ФИ, как правило, а хотя бы и ЗЯ — резонанс на краю будет).
Почему не применяют в студиях «идеальные» АС? Да потому, что слушать большинство тоже будет на ФИ.
Если сведено в расчёте на это — картинка не будет правильной при, казалось бы, идеальном воспроизведении.
Но, как ни крути, потерять «удар» на ударных и читаемый бас на басу — жаль.
Потому, полагаю, есть смысл искать «смесь» того и другого, включив ПР малого размера для резонанса,
либо последовательно, либо параллельно (не могу сходу сказать, сам так не делал) с излучателем ТР.
Или же делать двойной ящик, возможно с раздельными динамиками, или же с нагруженным на переднюю сторону
ПР, а на заднюю — ТР, в общем — искать компромисс в этой смеси. Не исключаю, что можно совместить в одном объёме —
в предизлучательной камере ТР поставить ещё и небольшой излучатель ПР, настроив его резонанс на нужную частоту по вкусу.
Это уже не будет звучать как ФИ, скорее как ЗЯ, поскольку динамик в этом участвовать не будет, зато будет хорошо задемпфирован
(в ТР традиционно мы делали предрупорную камеру минимальной, как это принято в СЧ драйверах) и не будет искажать из-за
большой амплитуды раскачки диффузора. Ну а если подумать хорошо, то можно придумать и как пристроить не один ПР,
а пару или более — получив соответственное количество резонансов на ЧХ, при почти плоской суммарной ЧХ (скрытые резонансы).
Это будет иметь большое сходство с формантами любого музыкального инструмента (а они, в свою очередь — с откликом хорошего зала), и при правильном выборе частот должно звучать.

Если кому охота будет про неидеальность звучания с резонансами сказать — сразу напомню, что в ФИ их и слушаете всегда,
более того — они там не фоном идут, из них ЧХ формируется, вот уж где неидеальность. Да ещё и управлять и произвольно выбирать их частоту и добротность нет возможности, всё определяет динамик и АО. Так что «высокая верность воспроизведения» — миф...

Тогда, когда это получится — можно будет иметь бас с хорошей отдачей, хорошим покрытием по площади (не для маленьких гудящих КДП, конечно) — и выбор его окраски, характера звучания будет зависеть только от вкуса изготовителя, полная свобода, от чёткого и сухого, читаемого — до обычного смазанного и «объемного», как подушка. На самом деле, уже такое пробовали, так ударный четкий бас не теряется, конечно же, а вот «подушка», добавленная к нему — украшает на вкус большинства....
То есть, это не переход от одного к другому, а скорее «сложение хороших качеств».

Вкусовщина, да. Окрашенный бас, да, конечно. Но никуда от этого не уйти, если только не делаешь исключительно для себя, любимого. На всякий случай уточню, что всё, описанное выше — имеет смысл для крайнего низа.

Re: Конструкция АС с тыловым пассивным диффузором

Додано: 12 січня 2017, 08:13
Saburov S.A.M.
так робили ж ФІ навантажений на камеру з ПР динаміком і портами, там не було цієї "середини", щодо жиру і чіткості ?

Re: Конструкция АС с тыловым пассивным диффузором

Додано: 12 січня 2017, 09:40
alnic
Но никуда от этого не уйти, если только не делаешь исключительно для себя, любимого.
Из прочитанного вот тут интересно, Orthodox, можете чуток расшифровать?

Re: Конструкция АС с тыловым пассивным диффузором

Додано: 12 січня 2017, 10:01
orthodox
alnic писав:
Из прочитанного вот тут интересно, Orthodox, можете чуток расшифровать?
Из этого всё могу расшифровать, большинство неочевидно, ввиду привычки к чему-то одному.
Что именно необходимо расшифровывать?

Re: Конструкция АС с тыловым пассивным диффузором

Додано: 12 січня 2017, 10:10
orthodox
Saburov S.A.M. писав:так робили ж ФІ навантажений на камеру з ПР динаміком і портами, там не було цієї "середини", щодо жиру і чіткості ?
Как бы вроде бы да, но если играть с ТР и ПР вместе, появятся бонусы:
увеличенная отдача, за счет акустической трансформации. Вроде бы и у ФИ при высокой добротности отдача как бы высокая, но сами понимаете — на одной частоте. А так мы отчасти можем управлять резонансами на фоне ровной ЧХ и хорошей отдачи по диапазону.
Далее, подавление собственного резонанса динамика. Нам же нужно выбрать резонансы, какие мы сами хотим?
Ну и общий характер звучания — полагаю будет всё же интереснее, пробовали же... Вы совершенно верно упомянули про необходимость повышения отдачи для согласования со средним звеном. Почему-то, если удаётся добиться ровной ЧХ без разных там делителей и коррекции — получается лучше. Чем примитивнее можно поставить фильтрацию, короче говоря. Понимаю, что то уже эзотерика, но так запомнилось.
А, да — ну и конечно, ощущение не только резонанса ФИ, но всего диапазона внизу — телом, а не только ушами....
У меня ж к бытовому пока хорошей привычки нету, меньше чем на 300 ватт на канал не приходилось работать, а чаще по 600.
Плюс еще из динамиков отдачу выжимали, BL фактор наращивали по возможности, а после вытаскивали при помощи ТР этот прирост в отдачу. Там уже другие эффекты, если это слушать дома. Не только уши, а и печенку надо спрашивать, нравится или нет...
Но ударники не раз отмечали, что это единственный вариант, когда они могут принять звук из колонки за живые барабаны...