Saburov S.A.M. писал(а):Ще Ортодокс-Іголкін має багато шо розповісти, по своєму гібриду ПР-рупора - "твердий рупор" так званий.
Ну, у ТР несколько иные свойства, чем как Вы описали ПР.
То есть, малый объём и сверхлёгкий излучатель вполне сочетаются.
Звук на слух большинства суховат, именно по отсутствию резонансов, столь привычных,
что и при записи большинства фонограмм в студии режиссёры на них рассчитывали,
и имели их в контрольной акустике (там же тоже ФИ, как правило, а хотя бы и ЗЯ — резонанс на краю будет).
Почему не применяют в студиях «идеальные» АС? Да потому, что слушать большинство тоже будет на ФИ.
Если сведено в расчёте на это — картинка не будет правильной при, казалось бы, идеальном воспроизведении.
Но, как ни крути, потерять «удар» на ударных и читаемый бас на басу — жаль.
Потому, полагаю, есть смысл искать «смесь» того и другого, включив ПР малого размера для резонанса,
либо последовательно, либо параллельно (не могу сходу сказать, сам так не делал) с излучателем ТР.
Или же делать двойной ящик, возможно с раздельными динамиками, или же с нагруженным на переднюю сторону
ПР, а на заднюю — ТР, в общем — искать компромисс в этой смеси. Не исключаю, что можно совместить в одном объёме —
в предизлучательной камере ТР поставить ещё и небольшой излучатель ПР, настроив его резонанс на нужную частоту по вкусу.
Это уже не будет звучать как ФИ, скорее как ЗЯ, поскольку динамик в этом участвовать не будет, зато будет хорошо задемпфирован
(в ТР традиционно мы делали предрупорную камеру минимальной, как это принято в СЧ драйверах) и не будет искажать из-за
большой амплитуды раскачки диффузора. Ну а если подумать хорошо, то можно придумать и как пристроить не один ПР,
а пару или более — получив соответственное количество резонансов на ЧХ, при почти плоской суммарной ЧХ (скрытые резонансы).
Это будет иметь большое сходство с формантами любого музыкального инструмента (а они, в свою очередь — с откликом хорошего зала), и при правильном выборе частот должно звучать.
Если кому охота будет про неидеальность звучания с резонансами сказать — сразу напомню, что в ФИ их и слушаете всегда,
более того — они там не фоном идут, из них ЧХ формируется, вот уж где неидеальность. Да ещё и управлять и произвольно выбирать их частоту и добротность нет возможности, всё определяет динамик и АО. Так что «высокая верность воспроизведения» — миф...
Тогда, когда это получится — можно будет иметь бас с хорошей отдачей, хорошим покрытием по площади (не для маленьких гудящих КДП, конечно) — и выбор его окраски, характера звучания будет зависеть только от вкуса изготовителя, полная свобода, от чёткого и сухого, читаемого — до обычного смазанного и «объемного», как подушка. На самом деле, уже такое пробовали, так ударный четкий бас не теряется, конечно же, а вот «подушка», добавленная к нему — украшает на вкус большинства....
То есть, это не переход от одного к другому, а скорее «сложение хороших качеств».
Вкусовщина, да. Окрашенный бас, да, конечно. Но никуда от этого не уйти, если только не делаешь исключительно для себя, любимого. На всякий случай уточню, что всё, описанное выше — имеет смысл для крайнего низа.