Ширик как и любая другая система это набор компромиссов. "Хорошесть" зависит от сбалансированности этих компромиссов. Т.е. получаем ли мы сполна все преимущества за которые платим известными недостатками, либо размен получается не справедливый - зависит от качества и грамотности реализации. Если говорить о его уникальных сильных сторонах, то с практической точки зрения их две:
1) это самый психологически естественный источник звука, который при прочих равных будет вызывать меньше всего утомления и будет восприниматься как нечто живое и природное
2) полная свобода в плане выбора расстояния прослушивания
Это то за что и есть смысл любить ширики. Остальное вторично.
Технически эти вещи обусловлены вот таким комплексом, отдельные элементы которого могут встречаться и в многополосных системах, но появление их там именно в таком сочетании исключено в принципе:
а) излучение всех частот фактически из одной точки
б) отсутствие фазовых искривлений на частотах раздела ввиду отсутствия разделов как таковых
в) излучение всех частот материалом не то что одного типа, а просто действительно одним и тем-же материалом, что исключает возникновение такого явления, как различный характер звука разных поддиапазонов
г) отсутствие резких скачков площади излучения при переходе между полосами. Изменение площади излучения хотя и происходит внутри самого динамика, но этот процесс происходит плавно, без пороговых эффектов
Вот и все. Собственно 50% борьбы с многополосной акустикой связаны с попыткой максимально приблизиться к тому как ведет себя ШП в этих вопросах, у которого эти вопросы даже не то что решаются как-бы автоматически, а просто не существуют в принципе, даже не требуя никакого особого к себе специального внимания и приложения сил. При чем во многих вопросах техника сейчас уже позволила приблизиться многополоскам к ШП уже довольно близко. Ждем массового прибытия FIR фильтров в жизнь гражданских аудиолюбителей. Но полностью эти проблемы решить не удастся никогда, т.к. здесь как и в случае с гиперболой, которая может лишь бесконечно близко приближаться к оси координат, но никогда ее не пересечет. Вопрос только в качестве и количестве эффективности решений, направленных на борьбу с этими вопросами.
Остальные 50% проблем у ШП и многополосок общие. Но с решением остальных вопросов у ШП ситуация настолько сложнее, насколько проще в ее "удачных" 50%. Вопросы воспроизведения НЧ и ВЧ усложнены тем, что не имеют права решаться как самостоятельные, ибо в ШП все связано со всем и не возможно повлиять на какую-то одну часть его диапазона не повлияв на другую. Здесь естественно тоже царит закон равновесия сил. Чем лучше, при прочих равных, "правильный" ШП, будет играть бас, тем хуже у него будут ВЧ и наоборот, то-же касается связи динамики, равномерности АЧХ и всего остального. Вот здесь главная роль переходит к таланту автора, т.к. кроме технической грамотности в этом месте разработчик превращается по-сути из техника в звукорежиссера. И от того насколько грамотен он будет технически будет зависеть насколько качественным будет его ШП, какое будет у него суммарное "количество баллов". От того-же насколько он гениальный художник будет зависеть насколько
сбалансированным будет его детище. Насколько равномерно он сможет распределить по диапазону т.н. "баллы качества" динамика, будет зависеть насколько универсальным и самодостаточным будет его детище. Сделать "идеальный" ШП нельзя, так-же как и любую другую систему. Даже не настолько важно насколько он высокотехнологичный, дорогой, материало- и трудоемкий. Важна именно
сбалансированность всех достоинств и недостатков. Только такие вещи становятся действительно легендарными и востребованными. Нишевых-же уродцев с перекосами достоинств то на лево, то направо всегда было, есть и будет - большинство, они тоже находят своих потребителей, чаще всего просто за неимением альтернативы, либо отсутствия ориентации в пространстве у потребителя. Я-же считаю, что аудио это искусство, а жизнь у нас как известно с каждой секундой становится все короче, по-этому есть смысл стремиться к тому, чтобы успеть по-общаться с истинными произведениями искусства звуковых художников. Полумерами-же пускай занимаются те, кому не жалко своего времени
А их немало, так что не переживайте