Сделал для себя гибридный усилитель, мощность около 30 ватт. Полное моральное удовлетворение, забыл про клиппинг, какие то ограничения в динамике.
Усилитель будет работать с моей собственной 4 полосной акустикой, причем 15 дюймовый буфер планирую питать от отдельного басового усилителя.
Драйвер
6BL7 с динамической нагрузкой
6X5 кенотрон в цепи фиксированного смещения драйвера
5V4 кенотрон в анодном
Выходной каскад питается от однополупериодного выпрямителя с П образным входом ( дроссели филипс 30-х годов , 0,1Н, конденсаторы ничикон great supply) Это делает звук очень живым и выпуклым.
Был вариант двухполупериодного питания со средней точкой, два ОППВ со средней точкой, но схема с одним диодом звучит лучше всех.
Диод винтажный, практически недоставаемый. Советские германиевые Д305- это очень плохо, если кто думает, что выбрать диод в блок питания легко.
Транзисторная часть схемы содержит пять транзисторов, один составной. Выходной каскад собран на наиболее романтических по звуку приборах одинаковой проводимости рнр, советских копеечных Пэшках, которые можно купить по 5 гр за штуку. Истинная правда, более " вкусного" транзистора я найти не смог, хотя у меня большая коллекция германиевых приборов от мюллард, смименс, телефункен и филипс.
Один недостаток- из 10 штук примерно половина отправляется в мусорное ведро. Утечки, низкий К передачи по току, всевозможные чисто звуковые проблемы. Самый стабильный период производства Пэшек- после 1965 года, с ранними, несмотря на всю прелесть их звучания, лучше не связываться.
Драйвер на сименс АД163 рнр, одно плечо включено по схеме Шиклаи, это связано с дефицитом высоковольных нрн германиевых приборов. Из всего что производили у нас и за рубежом с максимальным напряжением КЭ не менее 30в, существуют только П10Б (звучит прекрасно, но найти транзисторы с нужными индексами невозможно), МП10Б, АС125 мюллард или сименс и ГТ404Г ( по звуку очень посредственный). Есть еще МП37Б, но они тоже звучат плохо.
Каскад смещения собран на высокочастотном ГТ...( абсолютно уникальный советский транзистор, номер не пишу, хотелось бы успеть сделать запасы).
Отличный результат получался при использовании П416 и ГТ308 в макете, но в готовой конструкции напряжение питания 40в, а транзистор входного каскада ( повторитель) должен с запасом держать половину.
Итого, три каскада на транзисторах, один на лампах.
Попытки собрать минималистическую схему, в том числе и с трансформаторами, не увенчались успехом.
Намотать фазорасщепительный трансформатор высокого качества для подобных схем, как мне кажется, невозможно, в принципе. Да и не имеет смысла, так как исчезают главные достоинства германиевых транзисторов- скорость, атака и четкие границы между звуками. Все эти трансформаторы- изделия различной степени несовершенства, даже если использовать хорошие материалы, проволку и железо. Звук нужно настроить без трансформаторов, с помощью проводов и других деталей. Трансформатором легко замаскировать мусор, но испортить звук еще легче.
Все радиаторы медные, алюминий очень заметно портит звук, все конденсаторы бумага в масле, сименс и бош.
В анодном питании драйвера Black Gate WKZ, heart of music.
В цепи вольтодобавки конденсаторы блэк гейт ФК.
Резисторы- константановый филипс 20-х годов, на стеклянных оправках, остатки былой роскоши, музыкальнее и прозрачнее их просто не бывает. В менее важных цепях draloric, saba
Регулятор громкости- сдвоенный английский проволочник годов 50-х. Он оказался наиболее прозрачным. Регулировка линейная, конечно, но терпимо.
Силовой трансформатор транзисторной части- немец 20кв, из студийного транзисторного оборудования.
Силовой трансформатор драйвера мотал сам, на железе САБА 30-х годов.
Дроссель драйвера подбирал долго, в последней версии убрал филипс, поставил РСА 20-х, на круглой катушке, это сделала звучание еще более " ламповым" , но без потери достоинств германиевых транзисторов.
Вся внутренняя проводка выполнена многожильными проводами , которые я сплел сам. Там их пять разных типов. По направлениям сплетены многожильные провода, по направлениям выполнен монтаж, и это половина звука усилителя.
Никакая схема не звучит в полную силу без качественной внутренней разводки. Разве что point to point, где и проводов то нет. Но в данном случае провода заменяют хорошие трансформаторы- это своего рода фильтры, которые делают музыку живой и очищенной от мусора.
Ток покоя выходного каскада 100ма. Увеличивал до 200, но с ростом качества звука снижалась и надежность усилителя, пару раз спалил выходной каскад в попытках выжать максимальную мощность. Позже поставил предохранители на 2 ампера. С постройкой басового усилителя эта проблема исчезнет, усилитель станет СЧ-ВЧ
Ток покоя драйвера 40ма, в отличии от многих конструкций подобного типа. Мне кажется, экономить на драйвере нельзя, это сказывается на качестве баса и общем ощущении динамики.
Очень хорошо зазвучали аутентисты, клавикорд, клавесин, молоточковое фортепиано. Все клавишно-щипковые, где очень важна атака.
Усилитель кажется маленьким, но на самом деле это ящик 400.400.170 весом около 30кг
Чуть позже у себя на сайте я выложу схему и подробные инструкции по сборке и наладке такого усилителя.