Будущее за индуктивной коррекцией!

Для тих, хто не лише слухає, а й робить апаратуру для прослуховування музики
abbasz
ветеран
Пости в темі: 26
Повідомлень: 1500
З нами з: 16 січня 2012, 13:12
Подякував: 141 разів
Подякували: 2762 разів
Контактна інформація:

Будущее за индуктивной коррекцией!

#1

Непрочитане повідомлення abbasz »

История вопроса многим известна-во всем мире принято строить предусилители корректоры с РС цепочками.Однако известно,что продвинутые западные самодельщики частенько предпочитали индуктивную коррекцию,например Сакума.Кондо один из немногих выпускал свой знаменитый и самый дорогой индуктивный предусилитель(М9 если не путаю?).Параллельно с этим в АМ появилась статься АМЛа "РХ корректор",которая предлагала оригинальный вариант решения проблемы укорочения тракта-использовать индуктивности рассеяния трансформаторов вместо дросселей.
Я собрал много предусилителей корректоров,но в последнее время предпочитаю индуктивную коррекцию по методу АМЛа-РХ+РЛ,когда ВЧ спад формируется индуктивностью рассеяния межкаскадного трансформатора,а НЧ коррекция осуществляется на дросселе.

НЕдавно закончил очередной предусилитель,испытав в нем очень старые и интересные лампы:
На входе редко используемый вальвовский аналог РЕНС1284 : Н4128 Во втором каскаде МЛ6 маркони на керамической базе(спец версия для военных),в последнем ЕЛ11 в триоде,причем ранняя.с зеркальным пояском.Кенотрон одноанодный РГН1404 те-ка-де,ОППВ питание,в анодном только бумажные конденсаторы сименс и бош Накал первого каскада выпрямляется селеном АЕГ 40-х годов из техники клангфилм,остальные лампы питаются переменкой. Все лампы стоят на пружинках,иначе микрофонный эффект весьма заметен. Звук описывать не буду,но помимо высокой музыкальности и выдающейся масштабности у предусилителя в полной мере присутствуют и аудиофильские качества:высочайшее разрешение,пушечная динамика и сумасшедшая энергичность звучания.
Вкладення
image11.jpg
image12.jpg
image10.jpg
image16.jpg
image17.jpg
2005_11070003.JPG
2005_11070004.JPG
2005_11080025.JPG
2005_11080024.JPG
Востаннє редагувалось 17 січня 2012, 00:58 користувачем abbasz, всього редагувалось 3 разів.
abbasz
ветеран
Пости в темі: 26
Повідомлень: 1500
З нами з: 16 січня 2012, 13:12
Подякував: 141 разів
Подякували: 2762 разів
Контактна інформація:

Re: Будущее за индуктивной коррекцией!

#2

Непрочитане повідомлення abbasz »

Почему я выбрал именно этот входной пентод,РЕНС1284?
Он является самым древним представителем и прародителем линейки звуковых пентодов АФ7-ЕФ12-ЕФ86
У него самая большая и массивная электродная система и очень неэкономичный катод,потребляющий более 1 ампера на накал.

Я не поленился,разбил несколько ламп и сфотографировал внутренности.

Сравните сплошной анод АФ7 и сетчатый РЕНС1284-у последней площадь поверхности раза в два больше,кроме того сетчатый анод по другому организует музыку.Благодаря большому сетчатому аноду РЕНС1284 и ее клоны звучат основательнее,масштабнее,иногда менее прозрачно чем поздние АФ7 и ЕФ12,но более выразительно и насыщенно
Вкладення
2005_10300034.JPG
2005_10300021.JPG
2005_10300024.JPG
2005_10300025.JPG
2005_08150004.JPG
Востаннє редагувалось 16 січня 2012, 15:22 користувачем abbasz, всього редагувалось 1 раз.
abbasz
ветеран
Пости в темі: 26
Повідомлень: 1500
З нами з: 16 січня 2012, 13:12
Подякував: 141 разів
Подякували: 2762 разів
Контактна інформація:

Re: Будущее за индуктивной коррекцией!

#3

Непрочитане повідомлення abbasz »

Предусилитель корректор в виде двух моноблоков.
Эта конструкция представляет собой попытку собрать бескомпромиссный индуктивный стерео предусилитель-корректор полностью на винтажной элементной базе,в основном 30-х годов,с бумагомасляными конденсаторами в анодном питании. В основу конструкции положена гениальная идея Анатолия Марковича,предложившего «гнуть»АЧХ на индуктивностях рассеивания межкаскадника: http://www.aml.nm.ru/articles/rx_corrector.htm

Входной каскад предусилителя собран на пентодах АФ7 пауковой серии,разработанных в середине 30-х на фирме телефункен.Лампы подвешены на плоских пружинах во избежание проявления микрофонного эффекта.Накал пентодов выпрямлен селеном 30-х годов,без стабилизации.АФ7 требуют отбора по шумам.При токе 1-1,5ма шумы лампы минимальны,но телесность звука гораздо выше при токе 3-5ма.Приходится искать компромисс.В анодном питании три дросселя,питание выходного каскада на мощной АЛ5 в триодном включении начинается после двойного П фильтра. Коррекция сосредоточнена во втором каскаде,который собран на ЕЛ3 филипс.В аноде лампы установлен доработанный по рецепту АМЛа выходник от приемника телефункен Д860 Вторичка смотана и намотана заново.ВЧ коррекция устанавливается регулировкой переменного резистора,подключенного к вторичке межкаскадника.Звуковое качество этого резистора должно быть экстремально высоким.НЧ коррекция осуществляется с помощью Дроссельного звена,которое включено прямо на выходе межкаскадник,после резистора ВЧ коррекции.В качестве НЧ дросселя использован доработанный выходничок телефункен. Все конденсаторы в анодном питании бумагомасляные ,сименс и бош 60-х годов.Отказ от элекролитов дал звуку хорошую динамику и пластичность.Сам пред собран на телефункеновских шасси 30-х годов,по рецепту Анатолия Марковича.Подобное решение дает звуку основательность и фундаментальность,что недостижимо при выполнении шасси из современного алюминия или меди.

Предусилитель имеет два входа,МС и ММ,входы переключаются реле с палладиевыми контактами.МС трансформатор я намотал на пермаллое УТС 50-х годов,который отличается высочайшим качеством звука

В целом звук корректора получился черезвычайно масштабным,быстрым и невероятно музыкальным.Заказчик после первого прослушивания сразу же продал оригинальные корректоры ЕМТ. Сильной стороной корректора является работа в басовом регистре-бас хорошо артикулирован и глубок,а динамические констрасты передаются с пушечной динамикой. Литавры и барабаны звучат так,как РС предусилителям не дано в принципе! Выпрямитель в этом корректоре стандартный,двухполупериодный на паре кенотронов 4110 Те-ка-де.Силовики телефункен,1938 года.Дросселе на железе саба и блаупункт. Общий вес двух моноблоков около 50кг.Хотя до Макарова еще очень далеко….. :) Что можно сказать в итоге?Коррекция на индуктивностях это здорово!

Забыл добавить-накал первого каскада я выпрямляю только старым селеном немецкого производства:сименс,АЕГ
Вкладення
2005_03140005.JPG
2005_01170018.JPG
image001.jpg
2005_03160023.JPG
Аватар користувача
SVS
ветеран
Пости в темі: 2
Повідомлень: 2007
З нами з: 24 січня 2011, 08:53
Звідки: Вінниця
Подякував: 2488 разів
Подякували: 2760 разів
Вік: 64
Контактна інформація:

Re: Будущее за индуктивной коррекцией!

#4

Непрочитане повідомлення SVS »

Вы так подробно описали схему словесно, а рисунок выложить можете?
Сам когда-то, начитавшись Лихницкого, попробовал, с наскока не получилось, бросил, другие дела засосали.
А на Аудиопортале в теме о RX корректорах где-то есть ссылка на самого Лихницкого, где он заявляет, что корректор на индуктивности рассеяния - большой блеф.
abbasz
ветеран
Пости в темі: 26
Повідомлень: 1500
З нами з: 16 січня 2012, 13:12
Подякував: 141 разів
Подякували: 2762 разів
Контактна інформація:

Re: Будущее за индуктивной коррекцией!

#5

Непрочитане повідомлення abbasz »

В схеме ничего особенного нет,ВЧ гнется на индуктивности рассеяния,а НЧ формируется дросселем
Гораздо труднее сделать трансформатор так чтобы получить необходимую индуктивность рассеяния,для этого нужно увеличивать расстояние между первичкой и вторичкой,примерно как в статье про трансформаторы
http://www.abbasaudio.com/article_info. ... sformatory

Полный РХ я не делал,это малореализуемо из за отсутствия винтажных сердечников подходящй формы.Сам АМЛ пользуется РХЛ корректором,но схема другая,заточенная под 78об записи,с дополнительными фильтрами и с разделенной коррекцией(ВЧ на выходном трансформаторе,на выходе ЕЛ12,та же АЛ5 только с 6 вольтовым накалом)

Схему я рисовал одному знакомому корейцу,правда он все равно ни фига не понял :)
Вкладення
схема корректора.jpg
Востаннє редагувалось 19 січня 2012, 23:30 користувачем abbasz, всього редагувалось 1 раз.
abbasz
ветеран
Пости в темі: 26
Повідомлень: 1500
З нами з: 16 січня 2012, 13:12
Подякував: 141 разів
Подякували: 2762 разів
Контактна інформація:

Re: Будущее за индуктивной коррекцией!

#6

Непрочитане повідомлення abbasz »

Из особенностей-анодное нужно раздавать звездой,традиционные последовательные П фильтры очень давят динамику.
Экранная сетка входного пентода тоже должна питаться через резистор с анодного,традиционный резистивный делитель также кушает динамику и драйв.Конденсатор 2-10мкф,желательно на слух подбирать

Ток АФ7 находится в противоречии с качеством звучания,с одной стороны при токе 1ма шумы меньше.с другой звучит лучше при 3ма,поэтому просто нужно отбирать малошумящие экземпляры.если есть такая возможность.С РЕНС1284 та же ситуация.Есть английские лампы 30-х годов с подходящими параметрами,тоже штифтовые.AC/SG,SP4,MS4
abbasz
ветеран
Пости в темі: 26
Повідомлень: 1500
З нами з: 16 січня 2012, 13:12
Подякував: 141 разів
Подякували: 2762 разів
Контактна інформація:

Re: Будущее за индуктивной коррекцией!

#7

Непрочитане повідомлення abbasz »

Кстати между вторым и третьим каскадом дроссель развязки можно похерить,несмотря на появление паразитных ОС по питанию,динамика еще более раскрепощается.Этот прием я недавно опробовал,скопировав схему Райчерта,у него между драйвером и трехсоткой в УМ развязка отсутствует.Удивительно,но на слух только плюсы.
Аватар користувача
SVS
ветеран
Пости в темі: 2
Повідомлень: 2007
З нами з: 24 січня 2011, 08:53
Звідки: Вінниця
Подякував: 2488 разів
Подякували: 2760 разів
Вік: 64
Контактна інформація:

Re: Будущее за индуктивной коррекцией!

#8

Непрочитане повідомлення SVS »

Попробуйте втору. сетку питать через стабилизатор, намного лучше получается, по-моему.
abbasz
ветеран
Пости в темі: 26
Повідомлень: 1500
З нами з: 16 січня 2012, 13:12
Подякував: 141 разів
Подякували: 2762 разів
Контактна інформація:

Re: Будущее за индуктивной коррекцией!

#9

Непрочитане повідомлення abbasz »

Попробуйте втору. сетку питать через стабилизатор, намного лучше получается, по-моему.


SVS,я первый корректор в своей жизни собрал лет 20 назад,неужели Вы думаете что я не пробовал стабилизировать анодные и экранную сетку? :)
Это все полная херня,нельзя в аналоге ничего стабилизировать.Я делал даже ламповые параметрические стабилизаторы на 6С33С,у меня очень давно был ламповый корректор с полной стабилизацией всех напряжений,звучал он гораздо хуже простых конструкций,да и все элементы стабилизатора слышно,считай еще один усилитель на пути сигнала
Я делал стабилизацию в выходном каскаде на пентоде(однотакт),где она гораздо нужнее(в теории),причем делал на газовых стабилитронах,которые вносят гораздо меньше говна в звук,и все равно отказался,потому что на хороших аналоговых записях прекрасно слышно,как сигнал обрастает окраской стабилитрона и снижается его изменчивость,разнообразие.
Усилитель со стабилизацией экранной сетки можно увидеть у меня на сайте:
http://www.abbasaudio.com/article_info. ... 04-RGN2004

Там видны газовые стабиловольты.В принципе с ними неплохо,но никаких преимуществ нет,главным образом потому что в цепи экранной сетки все детали очень хорошо слышны.Резистор и дроссель(а балластный элемент при стабилизации все равно потребуется)так же гадят как и стабиловольт,короче эта цепь не терпит лишних деталей,как и блок питания подмагничивания.Перепробовав все варианты в мощнике,я просто завел экранную сетку на анодное,и это вариант обыграл все по ясности и музыкальности.Естественно,анодное должно быть хорошо очищено от пульсаций,иначе фон замучает.
Стабилизация нужна только там где устройство без нее просто не функционирует,например в цифре,и то ,выигрывают самые простые схемы,обладающие наихудшими параметрами
Выложенная схема корректора не нуждается ни в каких техических усовершенствованиях,я очень долго шел именно к такой конфигурации предусилителя-корректора.Ее можно упростить,изменить режимы,лампы,расширить полосу в низ,применяя межкаскадники с большей индуктивностью,подбирать более породистые детальки,поставить прямонакальный триод на выход,но только не добавление стабилизации и прочей технарской ерунды.
abbasz
ветеран
Пости в темі: 26
Повідомлень: 1500
З нами з: 16 січня 2012, 13:12
Подякував: 141 разів
Подякували: 2762 разів
Контактна інформація:

Re: Будущее за индуктивной коррекцией!

#10

Непрочитане повідомлення abbasz »

Совсем забыл,работу корректора на АФ7-ЕЛ3-АЛ5 я фиксировал фотоаппаратом мыльницей для истории :)
Усилитель мощности-пентодник на Ф443(прямонакальный 25 ватный пентод 30-х годов)
Голова-перемотанный мною файрчалд 225а со сточенным кантеливром(уменьшил массу примерно вдвое,потому что очень дубовая подвижка)
Проигрыватель-бандажный рекордер престо К75а

Пластинка-мелодия 80-х годов,какой то десятый пресс,но уж больно мне эти песни Шумана нравятся

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=Qol-uvwaWKc[/youtube]
abbasz
ветеран
Пости в темі: 26
Повідомлень: 1500
З нами з: 16 січня 2012, 13:12
Подякував: 141 разів
Подякували: 2762 разів
Контактна інформація:

Re: Будущее за индуктивной коррекцией!

#11

Непрочитане повідомлення abbasz »

А вот на том же корректоре я пробовал слушать шеллак,примерно выставив коррекции.Звукосниматель самодельный,MI,с зажимной иглой,с облегченной подвижкой и низкоомной головкой,тогда его конструкция была довольно сырой и он подчеркивал шип,позже я его переделал

Первый фрагмент- Рихард Штраус-дирижер,1927 год!!!
Запись в полосе 100гц-5кгц в самом лучшем случае,но энергетика записи сумасшедшая(не по ютубу,разумеется)

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=-yBv_4xPLoQ[/youtube]

Второй Пегги ЛИ,40-е

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=hGSutuVnYQ8[/youtube]

Ссылки не хотят вставляться как следует
Востаннє редагувалось 20 січня 2012, 21:14 користувачем abbasz, всього редагувалось 2 разів.
Аватар користувача
Garik
Пости в темі: 1
Повідомлень: 306
З нами з: 14 грудня 2010, 23:13
Звідки: Харьков
Подякував: 66 разів
Подякували: 223 разів
Вік: 49

Re: Будущее за индуктивной коррекцией!

#12

Непрочитане повідомлення Garik »

Офф:
abbasz писав:Ссылки не хотят вставляться как следует


убирайте "хвост" ютубовских ссылок, начиная со знака "&" - будет всё работать

к примеру не:

Код: Виділити все

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=hGSutuVnYQ8&feature=related[/youtube]


а:

Код: Виділити все

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=hGSutuVnYQ8[/youtube]
Востаннє редагувалось 20 січня 2012, 17:19 користувачем Garik, всього редагувалось 1 раз.
abbasz
ветеран
Пости в темі: 26
Повідомлень: 1500
З нами з: 16 січня 2012, 13:12
Подякував: 141 разів
Подякували: 2762 разів
Контактна інформація:

Re: Будущее за индуктивной коррекцией!

#13

Непрочитане повідомлення abbasz »

Спасибо еще раз!!!У меня было подозрение что нужно что то убрать.
Аватар користувача
sound1
новенький
Пости в темі: 1
Повідомлень: 95
З нами з: 16 грудня 2011, 21:48
Звідки: Симферополь
Подякував: 60 разів
Подякували: 90 разів
Вік: 66

Re: Будущее за индуктивной коррекцией!

#14

Непрочитане повідомлення sound1 »

abbasz писав:Ее можно упростить,изменить режимы,лампы,расширить полосу в низ,применяя межкаскадники с большей индуктивностью,подбирать более породистые детальки,поставить прямонакальный триод на выход,но только не добавление стабилизации и прочей технарской ерунды.


Золотые слова!!!
NIV
Пости в темі: 7
Повідомлень: 8
З нами з: 22 липня 2012, 10:41
Звідки: Павлодар
Подякував: 54 разів

Re: Будущее за индуктивной коррекцией!

#15

Непрочитане повідомлення NIV »

abbasz 6ж7, 6ф6с, 2с4с можно ли использовать в твоем корректоре?
abbasz
ветеран
Пости в темі: 26
Повідомлень: 1500
З нами з: 16 січня 2012, 13:12
Подякував: 141 разів
Подякували: 2762 разів
Контактна інформація:

Re: Будущее за индуктивной коррекцией!

#16

Непрочитане повідомлення abbasz »

НИВ,такой корректор я только закончил,вернее почти такой
ПЕнтод 57 30-х(прообраз 6Ж7,но раз в десять музыкальнее чем металлическая октальная 6-вольтовая версия)
42(предок 6Ф6)-доступны версии глобе,родственник 2А5,опять же гораздо более музыкальная лампа чем последующие октальные 6Ф6 клоны
71а триод,прямонакальный-один из лучших старинных триодов,только маломощный

Теперь по проблемам Вами описанной конфигурации.Дело в том что корректор должен иметь К передачи на частоте 1кгц как минимум 40дб,иначе у Вас буду проблемы по согласованию с мощником
На американских старинных лампах к сожалению невозможно построить 3 каскадный корректор с таким К передачи,но можно сделать 4 каскадный,разнеся коррекцию.Если Вас это не смущает-делайте 4 каскада.

Проблема в малом мю выходного триода,из за этого я применил дроссельную нагрузку чтобы не потерять усиление,реальный дроссельный каскад на 71 триоде имеет К передачи 2,3-2,4
Вторая проблема это опять же малый К передачи каскада на 42 пентоде в триоде(6Ф)-5-6 максимум
А надо еще иметь запас ,ведь у нас межкаскадник понижающий,как минимум 1 к 3!

Вот и считайте,даже с дросселем в аноде 2А3 получим к передачи на 1кгц не более 30дб,а скорее еще меньше

Поэтому я в конце концов заменил 6Ф6 на ел12,а еще лучше поставить АЛ4 или ЕЛ11 если Вам удобнее использовать 6 вольтовое питание накала

Максимальный К усиления каскада с ЕЛ11 с дроссельной нагрузкой составляет примерно 22,ни с одной американской старой лампой в триоде Вы не получите подобного значения.
С ЕЛ12 в триоде чуть похуже 19,но все равно достаточно чтобы при использовании понижающего транса еще иметь усиление около 5-6
С 6Ф6 же у Вас будет К передачи близкий к единице-двум.
Хорошо пойдет ЕЛ84 в триоде,но это уже из другой оперы

Есть один прием,который позволяет увеличить приведенку 2-го каскада и сделать К передачи каскада близким к максимальному.Кстати я его всегда использую,но не показал на приведеной в первом посте схеме,что и вызвало споры :biggrin: .
Врежьте небольшую воздушную катушечку между горячим концом вторички и резистором нагрузки,от 100мгн,и сможете увеличить нагрузочный резистор.Это уже будет не чистая РХ коррекция,индуктивность рассеяния будет складываться с индуктивностью внешней катушечки,но зато вытянете большее усиление,лампа будет работать с более высокоомной нагрузкойи с меньшими искажениями,динамика улучшится.

Да,и еще-мотая воздушную катушечку,не забудьте,что ее омическое сопротивление очень важно,потому как в паре с резистором нагрузки у Вас образуется резистивный делитель,который садит сигнал.Там вполне реально не углядев потерять часть усиления,поэтому проводочек для воздушной катушечки берите потолще ;)
NIV
Пости в темі: 7
Повідомлень: 8
З нами з: 22 липня 2012, 10:41
Звідки: Павлодар
Подякував: 54 разів

Re: Будущее за индуктивной коррекцией!

#17

Непрочитане повідомлення NIV »

abbas!большое спасибо за советы и вообще за внимание! представленные мной лампы -чисто из соображений их (ЧТО ИМЕЛОСЬ У МЕНЯ) МУЗЫКАЛЬНОСТИ! ТЕЛЕФУНКЕНОВ У МЕНЯ К СОЖАЛЕНИЮ НЕТ,БУДУ ПРОБОВАТЬ С ТЕМ ЧТО ОСТАЛОСЬ!СПФСИБО!!!
Востаннє редагувалось 16 листопада 2012, 18:41 користувачем NIV, всього редагувалось 1 раз.
NIV
Пости в темі: 7
Повідомлень: 8
З нами з: 22 липня 2012, 10:41
Звідки: Павлодар
Подякував: 54 разів

Re: Будущее за индуктивной коррекцией!

#18

Непрочитане повідомлення NIV »

АBBASZ! БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА СОВЕТ!ИМЕЯ 10-К 6Ф6С ВЫБЕРУ ПАРУ С МАКСИМАЛЬНЫМ МЮ (ВАРИАНТ-6П6С 30П1С МОЖЕТ БЫТЬ)НА ВЫХОД 6П3С (49 -ГО ВП)
НЕ ХОЧУ УДЛИНЯТЬ ТРАКТ
abbasz
ветеран
Пости в темі: 26
Повідомлень: 1500
З нами з: 16 січня 2012, 13:12
Подякував: 141 разів
Подякували: 2762 разів
Контактна інформація:

Re: Будущее за индуктивной коррекцией!

#19

Непрочитане повідомлення abbasz »

6П3С (49 -ГО ВП


Это сталинские,в фигурной колбе?Очень неплохие лампочки

Все равно-дроссельная нагрузка на выходе,тогда может и получиться вытянуть 40дб
Нагрузка входной лампы не должна превышать 100ком,иначе ВЧ режутся на входной емкости последующего триодного каскада,причем при 100комах и 6Ф6 срез по 0,7 будет ниже 20кгц,хотя это не страшно-меньше будут подчеркиваться шумы пластинки,все равно выше 16кгц на пластинки ничего не записывали,несмотря на распространенные аудиофильские мифы.Звонкость и четкость высоких частот может быть достигнута даже при полосе 16кгц по 0,7,если верно подобраны материалы-провода,резисторы,конденсаторы
К усиления со входного каскада при 100комной нагрузке вполне реально получить 120
Вообще во входном каскаде следует задать максимально возможное усиление чтобы оторваться от шумов и потом уже спокойно корректировать.Тут много подводных камней-одно вытянешь,другое увязнет,но в большинстве случаев превышать анодную нагрузку занчением 100ком нельзя

Для входного каскада лучше сделать отдельный БП вольт на 400 после выпрямителя.Общий П фильтр дроссельный и дальше РС развязки по 10ком на каскады-и фон по питанию будет достаточно задавлен.Нет ничего хуже когда входной каскад получает питание последний, через всю последовательную цепочку фильтров-это здорово душит динамику.Питание надо раздавать звездой,в идеале с независимыми П фильтрами даже при общем кенотроне
Потом следует плюнуть на распространенную порочную практику уменьшения шумов путем уменьшения анодного тока входного пентода-звук при токе близком к максимальному становится телеснее и сочнее,свободнее.Кстати и искажения меньше.Но для этого необходим отдельный источник питания

А отдельный трансформатор,между прочим,тоже способствует более высокой прозрачности предусилителя,даже если применить только накальник для 6Ж7-почувствуете разницу,хотя физических обоснований этому эффекту нет.
abbasz
ветеран
Пости в темі: 26
Повідомлень: 1500
З нами з: 16 січня 2012, 13:12
Подякував: 141 разів
Подякували: 2762 разів
Контактна інформація:

Re: Будущее за индуктивной коррекцией!

#20

Непрочитане повідомлення abbasz »

Этот предусилитель-корректор я собирал очень долго,более года,и считаю что это совершенно нормальный срок,когда делаешь аппарат как для себя и спокойно перебираешь варианты для получения наиболее интересного и живого звучания.Тем более такой сложный.Два моноблока,три каскада в каждом,отдельный блок питания,пять входов,МС трансформатор,прямонакальный триод.

Вначале я пошел проторенным путем и стал ваять пред на немецких лампах,но поскольку ужасно не люблю повторяться,я решил попробовать собрать его на американских,причем целиком.Не буду описывать все стадии процесса,скажу лишь что 42 пентод в триодном режиме несмотря на прекрасный звук не прижился-остро не хватало усиления.Пришлось вернуться на немецкую свалку и извлечь из нее ЕЛ12

Теперь о конструкции,какой она выглядит в финале всех экспериментов.При создании этого монстра я ориентировался на РХ корректоры АМЛа и предусилители Сакумы.От Сакумы-выходной каскад на прямонакале,который я давно хотел опробовать.

Предусилитель трехкаскадный,по прежнему на старом шасси,с многоточечным заземлением,поскольку это отличный способ придать звуку основательность,недостижимую для прочих конструкций.Но на этот раз шасси от очень старых приемников Саба первой половины 30-х годов.Шасси благозвучны и прозрачны по звуку и в силу своего древнего возраста даже обыгрывают телефункеновские.

Коррекция индуктивная,поскольку это единственный вид коррекции,передающий динамику и энергетику записи верно и наиболее близко к оригиналу.В этом можно убедиться,послушав через индуктивный корректор шеллачные пластинки и сравнив их с воспроизведением на граммофоне.Именно поэтому ремастеры АМЛа,к примеру,вне конкуренции по передаче динамических нюансов.Стоит лишь заменить катушки на РС цепочки, и мы сразу замечаем что музыка "дышит" менее свободно,а на фортиссимо оркестр чуть заметно,но тужится,прежде чем выплюнуть звуковую массу,а музыканты частично теряет свою энергетику,становятся сонными и вялыми.Ладно,оставим лирику,перейдем к технической части

По входу работает 57 пентод,предок 6Ж7.Необыкновенно музыкальная лампа,пожалуй даже более музыкальная чем немецкие пентоды тех лет,но очень неудобная для применения в современных конструкциях.Низковольтный накал с приличным током потребления плюс необходимость его выпрямлять.К тому же лампа жутко хватает наводки без глухого внешнего экрана.Обязательна установка на пружины.
Третью сетку я завел на шасси,а не на катод.Так меньше фон
Повозившись с баллоном,я вывел его на слух в такие режимы:
Напряжение на аноде 140в
Экранная сетка 85в
Смещение 2,1-2,2 в
Ток анода+сетки чуть более 2ма
Анодный резистор 100ком.При этом из ламп кэннингэм удалось выжать усиление 95,а вот с арктуруса побольше,110
Увеличивать анодный резистор я не стал,поскольку на входной емкости последующего триода режется полоса сверху.При 50 комах анодного резистора усиление 57-го пентода составляет примерно 75 и лампа спокойно раскачивает 2А3.Это так,к слову,если кто то захочет применить лампочку в мощнике.

Порочная практика уменьшать анодный ток для уменьшения шумов мне не нравится-пентод на входе звучит лучше когда его насилуешь
Вкладення
2012_11190008.JPG
2012_11190009.JPG
2012_11190011.JPG
2012_11190013.JPG
2012_11190015.JPG
abbasz
ветеран
Пости в темі: 26
Повідомлень: 1500
З нами з: 16 січня 2012, 13:12
Подякував: 141 разів
Подякували: 2762 разів
Контактна інформація:

Re: Будущее за индуктивной коррекцией!

#21

Непрочитане повідомлення abbasz »

Второй каскад пришлось сделать в итоге на ЕЛ12,хотя 42 пентод работал безупречно и лучше сливался с остальными лампами по звуку.Однако усиления не хватало,и я вернулся к немцам.
ЕЛ12 вальво,золотая,самых первых выпусков.По характеру звучания вальво сливается с американскими лампами,а вот телефункен не встал никак.
ЕЛ12 сразу задает масштаб,кроме того звук становится крепким и устойчивым, как каменная кладка.Можно было применить ЕЛ11,но в связке с 71-ой лучше оказалась именно ЕЛ12

Коррекцию я на этот раз сделал целиком и полностью дроссельную,намотав звено ВЧ на маленьком сердечнике сименс.У меня вышло 450мгн с омическим 30ом,нагруэженными на резистор 3 кома,что очень хорошо,потому что воздушные катушечки несмотря на прекрасное звучание для компактности приходится мотать тонким проводом,а омическое катушечки в паре с резистором нагрузки образует делитель,который довольно ощутимо съедает К передачи каскада.Поэтому сердечник и уменьшение кол-ва витков скорее благо чем зло.Кроме того,внешняя катушечка позволяет увеличить нагрузочное сопротивление,отжать с лампы максимум усиления при минимуме искажений.
ЕЛ12 в триоде имеет мю около 20,при работе с понижающим межкаскадником вполне реально получить К передачи 5 и иметь достаточно низкое выходное сопротивление для подключения корректирующих цепочек.
С анодным током я особо не усердствовал,он составляет около 40ма
Вкладення
2012_11190020.JPG
2012_11190024.JPG
2012_11190029.JPG
2012_11190031.JPG
2012_11190032.JPG
2012_11190033.JPG
abbasz
ветеран
Пости в темі: 26
Повідомлень: 1500
З нами з: 16 січня 2012, 13:12
Подякував: 141 разів
Подякували: 2762 разів
Контактна інформація:

Re: Будущее за индуктивной коррекцией!

#22

Непрочитане повідомлення abbasz »

О третьем каскаде стоит рассказать особо.Следуя примеру Сакумы,я решил поробовать на выходе корректора прямонакал.Выбор пал на 71 триод,хотя я очень хотел 45-ый,но это очень усложнило бы борьбу с фоном.
71 триод имеет достаточно низкое внутреннее сопротивление,мю около трех,небольшой ток анода и не очень высокое рабочее напряжение,максимум которого не должен превышать 180в при -40 смещении.Я выбрал предельный режим,поставив лампу с автосмещением и запитав своим любимым способом-предвыходной и выходной каскады из одной точки,без дополнительной развязки.
Как и входную лампу,прямонакал обязательно следует ставить на пружины,иначе микрофон замучает.

Много времени я потратил выбирая оптимальную нагрузку для триода.Понижающий трансформатор съедал драгоценное усиление,оставался или бифилярник или дроссель с конденсатором на выходе.Сравнив оба варианта я выбрал нагрузку в виде дросселя на железе ферранти с круглыми катушками.71-ая с ферранти спелись замечательно.Хотя это были уже не совсем ферранти
Как трансформаторы изделия ферранти малопригодны изза большой индуктивноси рассеяния между обмотками,это заложено конструктивно и преодолеть данное обстоятельство нельзя,но зато из ферранти получаются шикарные широкополосные дросселя,если убрать лишние катушки и закрепить среднюю как бы в воздухе,деревяшками.Получается очень нестандартная конструкция-галетная намотка,слевая, с возвратом после каждого слоя,"по Партриджу".4 секции,по 850 витков в каждой,бумаги нет совсем,каркас круглый.Железо я обработал,чуть увеличив просечку гравировальной машинкой,на каждой пластине.А просечка у ферранти фигурная!Поэтому времени на обработку двух пакетов уходит немало.
Провод ферранти я выбросил,взял старый американский.
Получившийся дроссель обладает индуктивностью порядка 30гн,но главное-он демонстрирует феноменальную широкополосность,без шунта дроссель тянет по 0,7 от 16гц до 300кгц,с шунтов еще дальше
Прилагаю фото прямоугольного сигнала 40кгц и 100кгц.(справа на фото частотомер встроенный в осциллограф высвечивает частоту)

В результате я получил сверхпрозрачный выходной каскад с К передачи от 2,3(с включеным шунтом) до 2,7-3 при его отсутствии.Лампы разных производителей несколько отличаются по параметрам.
Накал лампы пришлось выпрямить филипсовскими диодами 1N5060
Фон от выпрямленного накал очень мал и к тому же его можно свести к минимуму центровочным резистором


Звучание 71-ых имеет значительный разброс,я протестировал филко,кэннингэм двух видов,РСА,арктурус,нэшинэл юнион и еще пару редких брендов.Подробное описание различий в звучании заняло бы пару страниц.Скажу только что среди 71-х есть немало экземпляров которые звучат ничем не лучше чем какая нибудь 4П1Л,но есть действительно выдающиеся по музыкальности лампы,при установке которых испытваешь настоящий шок от любимых записей.

Если говорить о преимуществах прямонакала в предусилителе перед косвеннонакальной лампочкой,то они те же что и в мощнике-пластичность,естественность,тонкая работа с нюансами,с хорошими экземплярами 71-ой хрустально чистый верх и тишина в паузах,настоящая тишина,а не шипение и шкворчание запиленной пластинки.Звуки возникают из глубины,они рельефны,осязаемы,переливаются и сверкают.Хотя это скорее из личный заслуг 71-ой,как и бас,мускулистый и поджарый.НА физическом уровне 71-ая дает огромную перегрузочную способность каскада.Сами прикиньте-смещение -40,какие амплитуды может переварить выходной ступень на 71-ой,уже не говоря о мизерных нелинейных искажениях на типичных для работы уровнях.
Вкладення
DSCF5592.JPG
DSCF5593.JPG
2012_11160003.JPG
2012_11160005.JPG
2012_11160006.JPG
abbasz
ветеран
Пости в темі: 26
Повідомлень: 1500
З нами з: 16 січня 2012, 13:12
Подякував: 141 разів
Подякували: 2762 разів
Контактна інформація:

Re: Будущее за индуктивной коррекцией!

#23

Непрочитане повідомлення abbasz »

Отдельно стоит сказать о блоке питания.
Поэкспериментировав с различными схемами организации накала и анодных цепей,я в очередной раз убедился в том,что анодное питание нужно раздавать звездой,развязывающих цепочек должно быть минимальное количество,дросселя не должны иметь большую индуктивность.Входной пентод лучше питать со входа выпрямителья через индивидуальный П фильтр.а еще лучше от отдельного БП.
Второй момент.Я снова применил последовательное включение накалов входных ламп.Почему это увеличивает ясность звучания я не знаю,но эффект заметный.
Третье.Удивительно,но независимое от основного трансформатора питание накала входной лампы отделяет музыку от шумов и делает ее более яркой и живой.Можно применить небольшой накальничек.Эффект всегда один и тот же-музыка очищается от грязи.Ну а отдельное анодное еще более усиливает достигнутый результат.Поэтому я применил в корректор полностью раздельное питание 57-го пентода.Я взял старинный трансик блаупункт 31 года и ОППВ через РГН354 и дроссель ферранти.Далее идут индивидуальные РС цепочки в моноблоках.
Остальные каскады питаются от выпрямителья на кенотроне РГН4004 и двухзвенного П фильтра.
Основной силовик,изготовленный мною из немецких материалов,имеет пятикратный запас по мощности и после целого дня работы становится лишь теплым.Блаупункт также нагружен едва ли на пятую часть своих возможностей,поэтому в целом запас надежности блока питания весьма высок.Его как студийную технику можно держать включеным круглыми сутками

Сам блок питания собран в деревянном корпусе,на передней панели немецкий стрелочный вольтметр возрастом не менее 80 лет.Краска на шкале потрескалась,но я закрепил ее нитролаком.

В БП также установлено реле времени "аббасаудио",задерживающее подачу анодного на 2 минуты.Это сохранит жизнь редким лампам

Весь монтаж разведен отслушанными и прошедшими многоступенчатую отбраковку американскими проводами из техники РСА,филко,вестерн(купил целый жгут из консоли 40-х годов) и английской луженкой,по контурам Степичева.
На мой вкус предусилитель вышел именно таким,чтобы его хотелось оставить себе.Для меня это главный критерий оценки результатов работы .
Вкладення
2012_11180001.JPG
2012_11180003.JPG
2012_11190014.JPG
2012_11190026.JPG
2012_11190028.JPG
abbasz
ветеран
Пости в темі: 26
Повідомлень: 1500
З нами з: 16 січня 2012, 13:12
Подякував: 141 разів
Подякували: 2762 разів
Контактна інформація:

Re: Будущее за индуктивной коррекцией!

#24

Непрочитане повідомлення abbasz »

Упреждая вопросы,несколько слов по звучанию аппарата.Предусилитель очень капризен к установке и требует чистой электромагнитной обстановки вокруг,придется также повозиться с колпаками для ламп и с подбором самих ламп про запас,но эти усилия себя окупают на 100%.
Хорошо записанные итальянские скрипки звучат невероятно гармонично и красиво-в их звуке сочетаются естественная шероховатость наканифоленного смычка и певучесть,четкость штриха и наполненность нижних нот,кроме того сами скрипки на разных записях хорошо различимы по тембру.Клавесин сохраняет тонкую структуру звука на высоких частотах и демонстрирует красочность звучания,которую обычные корректоры не передают,оттого многих слушателей звук клавесина раздражает.А как иначе-на мониторных трактах большинства хайэндных систем клавесин слушать невозможно,это мерзкое звяканье, напоминающее звук разбиваемого стекла.Аудиофилы называют это разрешением!
Вокалисты звучат превосходно,но более всего мужские голоса,например Фишер Дискау.В голосе на форте удалось сохранить природную напряженность голоса,тогда как многие тракты звучат напряженно и на пиано и на форте или наоборот,звучат на форте так же раслабленно и вяло как на пиано.Оба признака свидетельствуют о недостатке в настройке техники-проводками ли лампами или деталями и ослабленной передаче области частот соответствующей высокой певческой форманте.
Контрабас воспроизводится мощно,с редким натурализмом рычащих нижних нот.Я проигрывал в качестве теста много раз живую запись Азархина,рондо каприччиозо Сен Санса,которую переслушал вдоль и поперек,и меня сегодняшний вариант удовлетворяет гораздо больше чем предшествующие.Но уже сейчас я чувствую-примени я 45-ый триод или РЕ604 на выходе,звучание возможно было бы еще более реалистичным и захватывающим.

Забыл добавить-как и в предыдущих аппаратах,я применял при сборке самодельный золотосодержащий припой(для сигнальных цепей) и скрипичный лак для покрытия паек,что очень сильно влияет на конечный результат.Также в предусилителе для 71 триода использованы панельки 26 года выпуска из радиоприемника РСА,панельки эти имеют контакты из прекрасно звучащей чистой меди,без всяких покрытий.
NIV
Пости в темі: 7
Повідомлень: 8
З нами з: 22 липня 2012, 10:41
Звідки: Павлодар
Подякував: 54 разів

Re: Будущее за индуктивной коррекцией!

#25

Непрочитане повідомлення NIV »

АББАС!ПРЕМНОГО ВАМ БЛАГОДАРЕН!А ЧТО БЫ ВЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ИЗ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ МНОЙ ЛАМП ПРИ 3 КАСКАДНОМ ПОСТРОЕНИИ ?МОЖЕТ ПОСОВЕТУЕТЕ ДРУГОЙ КОМПЛЕКТ ИЗ СОВКА? 6П3С-ГРУШЕВИДНАЯ,ЕСТЬ 6П3С 53-65Г ОБЫЧНОГО ВИДА ТАКЖЕ ВП , ЛАМПОЧЕК ВСЯКИХ ОКТАЛЬНЫХ ХВАТАЕТ! ДА ПОЛАЮ ДЛЯ РХ ВЫБОР НЕ ВЕЛИК, ЖЕЛЕЗО 60Х ( ВП СОВОК) ШП-23 С ПРОСЕЧКОЙ(ДУМАЮ ЕЩЁ).ЕСЛИ ПОЛУЧИТСЯ , ПРИОБРЕТУ ПАРУ AL4 ИПРИДЁТСЯ КОЛДОВАТЬ :) С ПАНЭЛЬКАМИ!
Відповісти

Повернутись до “Власними руками”