Ламповый клок,эзотерическая аномалия
Додано: 16 січня 2012, 13:21
Предистория вопроса такова-в конце 90-х-начале 2000-х я задался целью построить самостоятельно классный ДАК,параллельно экспериментируя с транспортами.История долгая,главным результатом всей этой деятельности было то,что я стал проводить опыты с различными схемами реклокинга и с задающими генераторами на разнообразнейших активных элементах. Пройдены были генераторы на инверторах 74АС04 серии,на полевиках,на ЭСЛ элементах,на СВЧ малошумящих транзисторах для антенных усилителей сантиметрового диапазона,и тут я задумался,а почему бы не изготовить клок на лампе? Идея вполне здравая,ведь известно,что лампой можно сгенерить синусоиду большой амплитуды,с малыми нелинейными искажениями и шумами.Пригодятся ли эти свойства ламповой синусоиды в деле тактирования СД плееера?Не факт Порыскав в интернете,я не нашел ни одного упоминания о подобном техническом решении,но мысль о том что в случае успеха мне выпадет слава первопроходца подбадривала меня. Некоторое время я мучился с разными схемками,и однажды клок заработал! Первое что я отметил-по звучанию клок отличался от всех твердотельных,которые я к тому времени наплодил немало,причем отличался настолько,что угадать где работает ламповый клок а где каменный можно было вслепую!Поигравшись с различными лампочками,я обнаружил еще более удивительную вещь-характер звучания ламп,известный мне по аналоговым устройствам ПОЛНОСТЬЮ СОХРАНЯЛСЯ при использовании тех жде ламп в тактовом генераторе! Действительно шок.... Как такое может быть?Ведь клок это всего навсего часы,которые задают ритм работы цифрового устройства? Получается чистая эзотерика,наподобие звучания кабеля питания двигателя винилового стола О промежуточных достижениях я отчитался в 2006 на старом форуме АМЛа,но я и не подозревал,сколько впереди всего интересного предстоит узнать! Поскольку на старый форум АМЛ доступа более нет,привожу здесь мой первый рассказ о ламповом клоке.Забавно,насколько в то время происходящее не укладывалось в моей голове,уже не говорю о том,что оно не укладывалось в голове у технически подкованной публики(этого не может быть,поому что не может быть никогда!)Не забуду,как меня высмеяли на вегалабе-тусовке довольно ограниченных инженеров-материалистов .Возможно кому нибудь будет интересно,хотя моя писанина пятилетней давности представляется мне сейчас наивной:
Давно хотел рассказать на этом форуме об одном маленьком,но интересном ,на мой взгляд, эксперименте ,который я провел пол года назад,занимаясь внешним цапом.На этих выходных решил еще раз все перепроверить,послушать ,сравнить и убедиться что все что я услышал тогда не плод моего буйного воображения.Упреждая возможные вопросы скажу что система у меня достаточно прозрачная,все разведено по контурам телековскими проводами,разницу в направлении проводников слышно и без октавного шума.Теперь по порядку.Последние три года я усиленно занимался "цифрой"-строил разные цапы и модернизировал КД проигрыватели.Остановился на старом маранце,аккумуляторном питании,синхронном реклокинге,TDA1541R1,шине I2S,трансе после цапа и отсутствии цифрового фильтра.Трансы намотал телековским проводом.Вобщем ничего особенного.Долгое время не мог определиться с задающим генератором.Построил их целых семь штук.На кмоп,на эсл ,на разных полевых и биполярных транзисторах.С буфером и без.Несмотря на схему реклокинга,каждый раз,когда я менял один генератор на другой,результирующий характер звука менялся настолько заметно,что можно было без труда определить вслепую,какой из них в данный момент работает.Тогда,конечно,я был уверен что все дело в джиттере и его спектре.Один из генераторов,кстати, был собран на BFP410 с граничной частотой 22Ггц и не помню каким,но очень малым К шума.Звучал он невыносимо резко.Однажды,перелистывая журналы радиохобби, я наткнулся на статью под названием"Низковольтные ламповые генераторы".По одной из схем собрал и подключил за пол часа генератор на 6Ж52П.Питание подал с аккумулятора. Лампу явно было слышно!Уровень разрешения и "сфокусированность" сохранились,но при этом исчезла резкость и шершавость в звуке.Он "потеплел" и стал более аналоговым.Я был доволен результатом и оставил лампочку работать,накал был постоянно включен.Я ничему не удивлялся и объяснял себе данный факт тем,что лампа в генераторе работает "чище",дает меньше гармоник да и сама 6Ж52П считается малошумящей,ну и все в том же духе.Казалось бы,ну что еще нужно?Слушай и радуйся,но руки невыносимо зудели и хотелось сделать еще чуточку ,но лучше.И вот,однажды, я перепаял панельку и всунул туда 6С45П.Вот здесь меня поджидал сюрприз!Дело в том,что последний мой корректор имел на входе 6С45П,вместо них я иногда ставил 6С3П и 6Ж52П в триоде и некоторые другие лампы,характерные особенности их голоса я отлично помню.Как вы наверное уже догадались,поменяв 52-ю на триод я услышал его характерный тембр!Тогда я вытащил все имеющиеся у меня лампы,подходящие по параметрам и стал совать по очереди в генератор.Кроме упомянутых выше пробовал 6Ж9П,6С3П и 6С4П 62-84 годов выпуска,EF80,EF180 от разных производителей-сименс,филипс,RTF,TELEFUNKEN,TUNGSRAM.И каждый раз я слышал совершенно определенно характерные особенности лампы,ее индивидуальный голос и окраску!Вот тебе и джиттер!Хуже всех,грязнее играла самая малошумящая 6Ж52П ,звук с ней терял звонкость,атака становилась ватной,послезвучия смазанными,слушать музыку было неинтересно.Пресловутая цифровая "серость" заметно рассеивалась,когда в генераторе "трудилась" EF180 от телефункен.С сименсовскими лампами звук был более "певучим",но не таким отчетливым.Из советских неплохо работала 6С3П 62-го года .Что интересно,разница между одинаковыми лампами разных годов выпуска тоже была слышна!Теперь ,если поразмыслить над этим спокойно,понимаешь,что ничего из рядя вон выходящего в этих наблюдениях нет,особенно в свете того,что обсуждается на этом форуме,но полгода назад для меня это было настоящим потрясением,хотя немецкие провода и лампы тогда я уже пользовал.Хочу еще заметить,что разница между лампами в генераторе хотя и ясно слышна,но ,конечно,не настолько значима,как смена ламп в корректоре.Во всяком случае,резерв для улучшения звука в КД проигрывателях еще имеется,к этой проблеме можно подойти с такой вот неожиданной стороны.Да,чуть не забыл-лучше всего схема работает без отдельного буфера.Удлинение пути тактового сигнала тоже слышно!Я разместил транс на ферритовом колечке с двумя обмотками в катоде лампы,с одной из обмоток такт идет на транспорт.Если все это будет кому-нибудь интересно,расскажу подробнее.С уважением ,Аббас.
Добавив в схемку дополнительный резистор смещения,я добился того,что клок начинал генерировать даже от батарейки-9-12 вольт.В пору увлечения аккумуляторами такое решение казалось мне весьма выигрышным-клок питался непосредственно от свинцовокислотного аккумулятора,без лишних выпрямителей и стабилизаторов,обеспечивая выдающуюся чистоту и гладкость звука.
После перебора советских лампочек я осознал необходимость перейти на следующую ступеньку пришла пора телефункеновских довоенных пентодов.Поскольку я продолжал свято верить в джиттер,малые шумы и прочие инженерные объяснения,я выбрал из довоенных ЕФ14.как лампочку ,разработанную для первых телевизионных систем,лампу с чемпионской для 38 года крутизной,малыми шумами.Лампа устойчиво запускалась при 12 вольтовоом питании.
Вот тут я и прозрел-выигрыш был настолько существенным,что никакими шумами и джиттерами переход от 6С45П(превосходящей ЕФ14 в триоде по шумам)к ЕФ14 не может быть объяснен только с позиций технических параметров!Начиналась эзотерика,причем махровая!
Вот тут я и призадумался.Если "играют"прежде всего материалы лампы,ее индивидуальный голос,который дан лампе от рождения,а вовсе не ее тех параметры,то почему бы не сделать клок на прямонакале?
Сие озарение было незамедлительно вополощено в следующую модель клока-на прямонакальной РЕ134 телефункен начала 30-х.Первое же сравнительное прослушивание продемонстрировало две вещи:
1.Аккумуляторное питание проигрывает питанию на старинных трансах-кенотронах от сети.
2.Прямонакал 32 года с существенным отрывом выигрывает у косвеннонакальной ЕФ14 и в данном случае мы имеем дело уже с чистой аномалией,поскольку явственно слышна прямонакальность задающего генератора-точно также,как она слышна в звуковом усилителе
Та же повышенная текучесть-пластичность звука+предельно раскованная,взрывная динамика.Но как,как характер звучания прямонакала проникает "сквозь"все цифровые цепи в аналоговую часть системы? Никто никогда не убедит меня,что это происходит в силу неких объяснимых с технической точки зрения метаморфоз лампового синуса.Нетушки,это чистейшей воды аномалия,чертовщина!И объяснение ей только одно-неизмеряемая(эзотерическая) окраска любого звена системы не имеет препятствий и прекрасно слышна через АС!
Первых генераторов на пальчиковых я не запечатлел для истории,но первый в истории генератор на ЕФ14 у меня в архивах сохранился!
Давно хотел рассказать на этом форуме об одном маленьком,но интересном ,на мой взгляд, эксперименте ,который я провел пол года назад,занимаясь внешним цапом.На этих выходных решил еще раз все перепроверить,послушать ,сравнить и убедиться что все что я услышал тогда не плод моего буйного воображения.Упреждая возможные вопросы скажу что система у меня достаточно прозрачная,все разведено по контурам телековскими проводами,разницу в направлении проводников слышно и без октавного шума.Теперь по порядку.Последние три года я усиленно занимался "цифрой"-строил разные цапы и модернизировал КД проигрыватели.Остановился на старом маранце,аккумуляторном питании,синхронном реклокинге,TDA1541R1,шине I2S,трансе после цапа и отсутствии цифрового фильтра.Трансы намотал телековским проводом.Вобщем ничего особенного.Долгое время не мог определиться с задающим генератором.Построил их целых семь штук.На кмоп,на эсл ,на разных полевых и биполярных транзисторах.С буфером и без.Несмотря на схему реклокинга,каждый раз,когда я менял один генератор на другой,результирующий характер звука менялся настолько заметно,что можно было без труда определить вслепую,какой из них в данный момент работает.Тогда,конечно,я был уверен что все дело в джиттере и его спектре.Один из генераторов,кстати, был собран на BFP410 с граничной частотой 22Ггц и не помню каким,но очень малым К шума.Звучал он невыносимо резко.Однажды,перелистывая журналы радиохобби, я наткнулся на статью под названием"Низковольтные ламповые генераторы".По одной из схем собрал и подключил за пол часа генератор на 6Ж52П.Питание подал с аккумулятора. Лампу явно было слышно!Уровень разрешения и "сфокусированность" сохранились,но при этом исчезла резкость и шершавость в звуке.Он "потеплел" и стал более аналоговым.Я был доволен результатом и оставил лампочку работать,накал был постоянно включен.Я ничему не удивлялся и объяснял себе данный факт тем,что лампа в генераторе работает "чище",дает меньше гармоник да и сама 6Ж52П считается малошумящей,ну и все в том же духе.Казалось бы,ну что еще нужно?Слушай и радуйся,но руки невыносимо зудели и хотелось сделать еще чуточку ,но лучше.И вот,однажды, я перепаял панельку и всунул туда 6С45П.Вот здесь меня поджидал сюрприз!Дело в том,что последний мой корректор имел на входе 6С45П,вместо них я иногда ставил 6С3П и 6Ж52П в триоде и некоторые другие лампы,характерные особенности их голоса я отлично помню.Как вы наверное уже догадались,поменяв 52-ю на триод я услышал его характерный тембр!Тогда я вытащил все имеющиеся у меня лампы,подходящие по параметрам и стал совать по очереди в генератор.Кроме упомянутых выше пробовал 6Ж9П,6С3П и 6С4П 62-84 годов выпуска,EF80,EF180 от разных производителей-сименс,филипс,RTF,TELEFUNKEN,TUNGSRAM.И каждый раз я слышал совершенно определенно характерные особенности лампы,ее индивидуальный голос и окраску!Вот тебе и джиттер!Хуже всех,грязнее играла самая малошумящая 6Ж52П ,звук с ней терял звонкость,атака становилась ватной,послезвучия смазанными,слушать музыку было неинтересно.Пресловутая цифровая "серость" заметно рассеивалась,когда в генераторе "трудилась" EF180 от телефункен.С сименсовскими лампами звук был более "певучим",но не таким отчетливым.Из советских неплохо работала 6С3П 62-го года .Что интересно,разница между одинаковыми лампами разных годов выпуска тоже была слышна!Теперь ,если поразмыслить над этим спокойно,понимаешь,что ничего из рядя вон выходящего в этих наблюдениях нет,особенно в свете того,что обсуждается на этом форуме,но полгода назад для меня это было настоящим потрясением,хотя немецкие провода и лампы тогда я уже пользовал.Хочу еще заметить,что разница между лампами в генераторе хотя и ясно слышна,но ,конечно,не настолько значима,как смена ламп в корректоре.Во всяком случае,резерв для улучшения звука в КД проигрывателях еще имеется,к этой проблеме можно подойти с такой вот неожиданной стороны.Да,чуть не забыл-лучше всего схема работает без отдельного буфера.Удлинение пути тактового сигнала тоже слышно!Я разместил транс на ферритовом колечке с двумя обмотками в катоде лампы,с одной из обмоток такт идет на транспорт.Если все это будет кому-нибудь интересно,расскажу подробнее.С уважением ,Аббас.
Добавив в схемку дополнительный резистор смещения,я добился того,что клок начинал генерировать даже от батарейки-9-12 вольт.В пору увлечения аккумуляторами такое решение казалось мне весьма выигрышным-клок питался непосредственно от свинцовокислотного аккумулятора,без лишних выпрямителей и стабилизаторов,обеспечивая выдающуюся чистоту и гладкость звука.
После перебора советских лампочек я осознал необходимость перейти на следующую ступеньку пришла пора телефункеновских довоенных пентодов.Поскольку я продолжал свято верить в джиттер,малые шумы и прочие инженерные объяснения,я выбрал из довоенных ЕФ14.как лампочку ,разработанную для первых телевизионных систем,лампу с чемпионской для 38 года крутизной,малыми шумами.Лампа устойчиво запускалась при 12 вольтовоом питании.
Вот тут я и прозрел-выигрыш был настолько существенным,что никакими шумами и джиттерами переход от 6С45П(превосходящей ЕФ14 в триоде по шумам)к ЕФ14 не может быть объяснен только с позиций технических параметров!Начиналась эзотерика,причем махровая!
Вот тут я и призадумался.Если "играют"прежде всего материалы лампы,ее индивидуальный голос,который дан лампе от рождения,а вовсе не ее тех параметры,то почему бы не сделать клок на прямонакале?
Сие озарение было незамедлительно вополощено в следующую модель клока-на прямонакальной РЕ134 телефункен начала 30-х.Первое же сравнительное прослушивание продемонстрировало две вещи:
1.Аккумуляторное питание проигрывает питанию на старинных трансах-кенотронах от сети.
2.Прямонакал 32 года с существенным отрывом выигрывает у косвеннонакальной ЕФ14 и в данном случае мы имеем дело уже с чистой аномалией,поскольку явственно слышна прямонакальность задающего генератора-точно также,как она слышна в звуковом усилителе
Та же повышенная текучесть-пластичность звука+предельно раскованная,взрывная динамика.Но как,как характер звучания прямонакала проникает "сквозь"все цифровые цепи в аналоговую часть системы? Никто никогда не убедит меня,что это происходит в силу неких объяснимых с технической точки зрения метаморфоз лампового синуса.Нетушки,это чистейшей воды аномалия,чертовщина!И объяснение ей только одно-неизмеряемая(эзотерическая) окраска любого звена системы не имеет препятствий и прекрасно слышна через АС!
Первых генераторов на пальчиковых я не запечатлел для истории,но первый в истории генератор на ЕФ14 у меня в архивах сохранился!